КОГДА система управления избыточна, она начинает работать сама на себя, утверждают ученые. Столоначальники принимаются за бумаготворчество. Несмотря на то что наша страна не чиновничье государство (удельный вес бюрократического аппарата к количеству занятых в экономике в Беларуси составляет 3,6 процента, тогда как в Бельгии — 8,9, Греции — 8,8, Венгрии — 7,8, Украине — 5,7), сочинять письма и телеграммы друг другу мы умеем мастерски. Канцелярский лексикон пополняется день ото дня новомодными, но пустыми, как шелуха, словечками. Знаю, в некоторых богатых ведомствах обзавелись корректорами, чтобы, не дай бог, не получилось, как у Маяковского: написали просто «прилагается» и забыли написать «при сем».
Сколько раз брали обязательства сократить бумажный вал, ан нет, поток отчетов, запросов, поручений и прочего не иссякает. В Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома поступает 8 тысяч документов в год. Если разделить на 255 рабочих дней, получается более тридцати на восемь часов времени, которое, по идее, должно использоваться продуктивно и рационально. Ну где уж до научной организации труда, до мозговых штурмов проблем и самообразования, когда надо давать ответы и… спускать свои же циркуляры вниз.
Только ведомственных форм отчетности в обязательном перечне Минсельхозпрода 51. Кстати, в прошлом году их значилось 45. Аграриям ежемесячно надо отчитываться о наличии дебиторской задолженности, о состоянии расчетов за сырье и реализацию продукции, о накоплении минеральных удобрений и внесении органических, о готовности машинно-тракторного парка, о ремонте техники, о поступлении и остатках нефтепродуктов, о показателях энергосбережения, об оплате за газ и электроэнергию… Сверх того по охране труда полагается составить десять годовых отчетов. А есть еще госстатистика, бизнес-планы, необходимые для разных целей: от получения отсрочек-рассрочек по кредитам до инвестпроектов. Шлют телефонограммы прокуратура, милиция и другие службы рай- и облисполкомов с пометками сроков исполнения.
Владимир Адамович, глава фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты», прямым текстом говорит, что такое управление мешает работе:
— То дай эту бумажку, то дай ту, то дай отчеты… Это кошмар какой-то! У меня даже была идея повесить все, что приходит из райисполкома или облисполкома, в кабинете на стене. Все телеграммы «Срочно!» и «Сверхсрочно!».
— Всем надо срочно! – как-то в сердцах отказалась предоставить информацию журналисту одна из служащих райсельхозуправления, зарывшаяся по самую макушку в бумагах. Я ей посочувствовала, и мы нашли-таки общий язык. Разве можно ее винить? В аграрных штабах районов после сокращений два года назад и так осталось «полтора землекопа», а тут еще отпускная пора. «Чым такая работа, няхай бы нас разагналі!» — услышала в другом управлении.
И в этом эмоциональном восклицании есть рациональное зерно. Наша система управления избыточна контролем и статистами-диспетчерами, в которых вынуждены превращаться в общем-то грамотные специалисты. Поэтому при сокращении госаппарата надо в первую очередь думать об оптимизации его деятельности. Об этом постоянно напоминает и Президент: «Надо обеспечить госуправление на качественно новом уровне, чтобы сформировать у людей понимание, что государство — не донор и контролер, а партнер, создающий условия для успешного развития предприятий, регионов и страны в целом».
Искоренять надо не только бумаготворчество и излишний контроль. Чего стоят бесконечные заседания. В Минском облисполкоме подсчитали, что реально сократить численность областной управленческой структуры на 20 процентов. Но это не профессионалы в своих отраслях, а обслуживающие и вспомогательные сотрудники — бухгалтеры, экономисты, кадровики, которые есть в самостоятельных подразделениях. А если поменяем стиль управления, не понадобится и столько работников. А может быть, и целых ведомств.
klimovich@sb.by