КОГДА система управления избыточна, она начинает работать сама на себя?

Если постоянно отчитываться «наверх», некогда работать

КОГДА система управления избыточна, она начинает работать сама на себя, утверждают ученые. Столоначальники принимаются за бумаготворчество. Несмотря на то что наша страна не чиновничье государство (удельный вес бюрократического аппарата к количеству занятых в экономике в Беларуси составляет 3,6 процента, тогда как в Бельгии  — 8,9, Греции — 8,8, Венгрии — 7,8, Украине — 5,7), сочинять письма и телеграммы друг другу мы умеем мастерски. Канцелярский лексикон пополняется день ото дня новомодными, но пустыми, как шелуха, словечками. Знаю, в некоторых  богатых ведомствах обзавелись корректорами, чтобы, не дай бог, не получилось, как у Маяковского: написали просто «прилагается» и забыли написать «при сем». 

Сколько раз брали обязательства сократить бумажный вал, ан нет, поток отчетов, запросов, поручений и прочего не иссякает. В Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома поступает 8 тысяч документов в год. Если разделить на 255 рабочих дней, получается более тридцати на восемь часов времени, которое, по идее, должно использоваться продуктивно и рационально. Ну где уж до научной организации труда, до мозговых штурмов проблем и самообразования, когда надо давать ответы и… спускать свои же циркуляры вниз. 

Только ведомственных форм отчетности в обязательном перечне Минсельхозпрода 51. Кстати, в прошлом году их значилось 45. Аграриям ежемесячно надо отчитываться о наличии дебиторской задолженности, о состоянии расчетов за сырье и реализацию продукции, о накоплении минеральных удобрений и внесении органических, о готовности машинно-тракторного парка, о ремонте техники, о поступлении и остатках нефтепродуктов, о показателях энергосбережения, об оплате за газ и электроэнергию… Сверх того по охране труда полагается составить десять годовых отчетов. А есть еще госстатистика, бизнес-планы, необходимые для разных целей: от получения отсрочек-рассрочек по кредитам до инвестпроектов. Шлют телефонограммы прокуратура, милиция и другие службы рай- и облисполкомов с пометками сроков исполнения. 

Владимир Адамович, глава фермерского хозяйства  «Цнянские экопродукты», прямым текстом говорит, что такое управление мешает работе:

—  То дай эту бумажку, то дай ту, то дай отчеты… Это кошмар какой-то! У меня даже была идея повесить все, что приходит из райисполкома или облисполкома, в кабинете на стене. Все телеграммы «Срочно!» и «Сверхсрочно!». 

— Всем надо срочно! – как-то в сердцах отказалась предоставить информацию журналисту одна из служащих райсельхозуправления, зарывшаяся по самую макушку в бумагах. Я ей посочувствовала, и мы нашли-таки общий язык. Разве можно ее винить?  В аграрных штабах районов после сокращений два года назад и так осталось «полтора землекопа», а тут еще отпускная пора. «Чым такая работа, няхай бы нас разагналі!» — услышала в другом управлении.

 И в этом эмоциональном восклицании есть рациональное зерно. Наша система управления избыточна контролем и статистами-диспетчерами, в которых вынуждены превращаться в общем-то грамотные специалисты. Поэтому при сокращении госаппарата надо в первую очередь думать об оптимизации его деятельности. Об этом постоянно напоминает и Президент: «Надо обеспечить госуправление на качественно новом уровне, чтобы сформировать у людей понимание, что государство — не донор и контролер, а партнер, создающий условия для успешного развития предприятий, регионов и страны в целом». 

Искоренять надо не только бумаготворчество и излишний контроль. Чего стоят бесконечные заседания. В Минском облисполкоме подсчитали, что реально сократить численность областной управленческой структуры на 20 процентов. Но это не профессионалы в своих отраслях, а обслуживающие и вспомогательные сотрудники — бухгалтеры, экономисты, кадровики, которые есть в самостоятельных подразделениях.  А если поменяем стиль управления, не понадобится и столько работников. А может быть, и целых ведомств.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter