Если площадка пустует - деньги на ветер

По моему твердому убеждению, пропаганда здорового образа жизни сегодня стала, скажем так, предметной и осязаемой
По моему твердому убеждению, пропаганда здорового образа жизни сегодня стала, скажем так, предметной и осязаемой. Стать бодрыми, энергичными, избавиться от вредных привычек нас призывают не слова, которые, как тот воробей, а вполне материально, броско и стильно оформленные арены, дворцы, ФОКи, центры и так далее. Их много, они на любой вкус, достаток и интерес. Общее то, что большей частью они построены за счет государства. Деньги немалые. Вложены в том числе и с расчетом на окупаемость. Как с этим теперь обстоят дела? Данный вопрос наш корреспондент выяснял с начальником Управления физической культуры Мин-спорта Павлом НЕПРЯХИНЫМ (на снимке).

— Павел Петрович, сколько спортсооружений на сегодняшний день мы имеем и как они классифицируются по своей значимости?

— Более 23 тысяч, 82,3 процента из них для бюджета страны малозатратны. К ним относятся спортивные площадки (9100), залы (4700), поля (1200) и приспособленные помещения (4000). Наиболее затратные — 310 плавательных бассейнов, 31 из 34 сооружений с искусственным льдом, а также несколько крупных комплексов в населенных пунктах, численность которых не позволяет использовать их на полную мощность. Часть ледовых объектов не могут быть рентабельными по определению, так как находятся на балансе хоккейных спортшкол или клубов. Но это тоже не повод сидеть сложа руки и ждать финансового благоденствия словно погоды у моря. Тем более что на практике ряд дворцов и ФОКов в Минске и регионах имеют в этом плане неплохие наработки. Вполне успешными благодаря своей предприимчивости теперь являются столичные СОК «Олимпийский» и «Аква-Минск», а также «Аквацентр» в Гродно. В целом по сравнению с 2011-м в минувшем году нагрузка на местные бюджеты по содержанию спортсооружений уменьшилась с 11 до 9, 9 процента, и в первом полугодии положительная динамика сохранялась.

— Основным критерием рентабельности, полагаю, является их загрузка?

— По идее да, но здесь все достаточно специфично, нужно соотносить возможности и отдачу с целевым назначением объекта. К примеру, если это СДЮШОР, ДЮСШ, ЦОР или ЦОП, здесь, естественно, на финансовую отдачу рассчитывать не приходится, так как их главная задача — подготовка спортивного резерва. Хотя когда в их ведении находятся небольшие гостиницы или предприятия общепита, вполне можно выйти и на самоокупаемость. Однако 50 процентов средств, полученных от сдачи школами и центрами в аренду свободных помещений, уходит в местный бюджет, за счет которого они и содержатся.

— Каковы перспективы таких топовых комплексов страны, как «Минск-Арена» и «Стайки»? Они сами зарабатывают или только потребляют?

— «Минск-Арена» — это база для развития велоспорта, конькобежного спорта, фигурного катания и игровая площадка хоккейного клуба «Динамо» (Минск). Выйти на самоокупаемость здесь сложно. Сейчас она не превышает 35 процентов, с учетом специфики функционирования комплекса максимальный показатель вряд ли может быть выше 50 процентов.

«Стайки» — унитарное предприятие, которое находится на полном самообеспечении и денег из бюджета вообще не получает. Олимпийский спорткомплекс работает рентабельно, несмотря на постоянное обновление основных фондов. В частности, после реконструкции уже готова к эксплуатации гостиница № 3, обновлен и малый зал в крытом манеже. Модернизация «Стаек» продолжается.

— Павел Петрович, можете назвать главные причины неэффективного использования госимущества в сфере физкультуры и спорта?

— Наша министерская комиссия с апреля по май инспектировала все регионы и Минск. Выяснилось немало любопытного и, прямо скажем, неприглядного. Так, оказалось, что ФОК в Ивацевичах каждый понедельник закрыт на профилактику и бассейн для обучения школьников плаванию используется не так, как должен был. Да, санитарный день нужен, но не каждую неделю! Или взять, к примеру, обыкновенные катки, которые в большом количестве заливаются зимой. Скажите, наши избалованные детвора и молодежь, а также их родители, пойдут на них, если там нет элементарных раздевалок, освещения, проката коньков, отсутствует общепит и другая инфраструктура? Говорим мы об этом уже не первый год, но если честно, то изменений к лучшему нет. Тускло все, серо, особенно в районах, и, извините за прямоту, иногда просто примитивно. И еще. Вы можете сегодня без труда найти информацию о том, какие услуги предоставляют те или иные структуры, каков режим их работы и так далее? Вряд ли. А чему удивляться, если многие крупные спорторганизации до сих пор не имеют своих интернет-сайтов. Короче говоря, только по итогам прошедшего мониторинга определено около 40 позиций, так или иначе касающихся улучшения эксплуатации и финансовой состоятельности объектов.

— А наши вузы готовят спортивных менеджеров или нет?

— Готовят, но они порой оторваны от реальной, практической жизни. Пока выручают крепкие хозяйственники из других сфер, владеющие финансовой грамотой и имеющие опыт работы. Что, считаю, ненормально. Со следующего учебного года в общий курс Белорусского государственного университета физической культуры будет включена учебная дисциплина по организации маркетинга и эксплуатации спортсооружений. Этими знаниями по минимуму должны владеть все будущие специалисты, в том числе и тренеры.

— Что еще нужно сделать для улучшения работы спортсооружений?

— Развивать не только спортивные, но и сопутствующие услуги. Это могут быть массажные салоны, парикмахерские, солярий, реализация спортивной экипировки, инвентаря, питания и многое другое. Работать должен каждый квадратный метр. Тот же «Аква-Минск» 20 процентов своих доходов имеет от сопутствующих услуг. К слову, в условиях смотра-конкурса по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе среди спортсооружений в следующем году будет именно показатель количества услуг на квадратный метр, а не число посетителей.

— Что нам подсказывает зарубежный опыт и в какой мере он применим к нашей стране?

— Поучиться можно и у ближайшего союзника — России. В Пскове частники уже давно практикуют гибкую ценовую политику в зависимости от времени суток. Подметил для себя у россиян и дополнительные виды услуг. А в австралийском Мельбурне впечатлил огромный многофункциональный комплекс с аквацентром, в котором любой желающий может получить максимум оздоровительных и сопутствующих услуг. На эту задачу, кстати, будет нацелен и наш центр фристайла, строительство которого скоро завершится в Минске. При нем также будет функционировать аквазона, что позволит минимизировать нагрузку на бюджет. В этой же плоскости ведется теперь и реконструкция олимпийского комплекса «Раубичи» для подготовки атлетов и оздоровления населения. Словом, реалии таковы, что при возведении или модернизации любого сооружения нужно сразу думать о коммерческой составляющей и финансовой самодостаточности. Иного пути нет, сидеть на шее у государства нам никто не позволит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter