Если охота, то зеленая

Говорят, в этих местах на глухаря некогда охотился сам граф Тышкевич. С тех пор много воды утекло. На месте его охотничьих владений, богатых дичью, давно разместился заказник «Налибокская пуща».
Говорят, в этих местах на глухаря некогда охотился сам граф Тышкевич. С тех пор много воды утекло. На месте его охотничьих владений, богатых дичью, давно разместился заказник «Налибокская пуща». Здесь и сегодня легко можно встретить спокойно бегущего по тропинке волка, пугливую косулю, мощного лося и даже красавицу рысь. А вот с глухарем напряженка.

gluhar.png


Что и говорить, если на всю страну этих птиц — около 8 тысяч особей. Впрочем, и об этом говорят ученые, беда с равнинной популяцией этих птиц и в Европе. В пуще проблему более чем понимают — начиная с 1980 года количество глухариных токов сократилось здесь вдвое. Численность самих птиц уменьшилась более чем в три раза. Поэтому в течение года под эгидой ПРООН реализуется пилотный проект по их спасению. Ряд глухариных токов, куда птица прилетает для продолжения рода, отнесен к участкам строгого природоохранного режима. Проще говоря, вход сюда для людей закрыт. Нарушитель заплатит штраф. В этом месте ограничены проведение рубок и вся хозяйственная деятельность.

Но вот как объяснить хищникам, чтобы они не беспокоили птицу, не разоряли ее гнезда? Например, по соседству с одним из глухариных токов в пуще жили девять кабанов, нюх у которых почище, чем у собак. Отвадили их с помощью репеллентов — веществ с отпугивающими запахами, после установки которых кабаны через два дня отсюда ушли. Любопытно, что сам глухарь на эти запахи никак не реагирует.

В планах на будущий год — построить питомник по разведению глухаря, говорит директор заказника «Налибокская пуща» Василий Гурков: «Это будет вольер площадью 72 гектара с инкубатором, брудером, помещением для наблюдений за птицами. Но одними пернатыми мы не ограничимся. Планируем также создать центр по отлову и передержке оленя. Считаем, что безболезненно для налибокской популяции мы можем отлавливать до 30—40 оленей в год и расселять их по другим регионам. Тем самым будем экономить валютные ресурсы. Кроме того, наш олень — а он потомок беловежских — дин из лучших по генетике в республике».

Вот интересно: приезжая в Налибокскую пущу, можно ли увидеть глухаря? Можно… И даже при желании можно сфотографировать. Но только под присмотром егеря. Все условия для зеленой охоты здесь практически созданы. К одному из токов есть хорошие подъездные пути, имеется стоянка для автотранспорта, обустроены шалаши для наблюдения. Ученые убеждены, что перспективы у такого вида отдыха в пуще, которая находится недалеко от Минска, большие. Научный сотрудник НАН Михаил Максименков, принимающий активное участие в реализации проекта, убежден — найдется много желающих понаблюдать за птицами. Причем все будут в выигрыше: люди получат эстетическое удовольствие, птица останется цела и невредима, пуща получит доход.

Кстати, подобный опыт успешно был реализован в Австрии. Там за десять лет на экспериментальных участках численность птицы увеличилась в пять-шесть раз. Михаил Максименков говорит, что если ученые, природоохранные службы, заказник приложат усилия, Беларусь тоже добьется хороших результатов. А что касается зеленой охоты, то во всем мире она приносит заповедникам и заказникам достойный доход. Да, пока это новое направление, но его нужно развивать и широко рекламировать. «У нас многие инициативы, — вспоминает Михаил Максименков, — в которые сложно было поверить еще вчера, работают. В свою очередь за потребностями человека должен успевать и заказник, предложив ему не один, а десяток туристических тем с разбивкой по сезонам. Например, приехать послушать соловья, рев оленя, лося, пройтись по следам зверя».

Вера АРТЕАГА
veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter