Если не стучаться — не откроют…

Директор Института непрерывного образования БГУ убеждена, что рекламировать белорусские вузы надо активнее

Директор  Института  непрерывного  образования  БГУ  убеждена,  что  рекламировать  белорусские  вузы надо  активнее

Образование — товар, который, по разным оценкам, входит в пятерку самых доходных статей экспорта ряда государств. Например, в США оно занимает пятую, а в Австралии — третью позиции. «У нас тоже может быть так», — убеждена директор Института непрерывного образования БГУ кандидат физико-математических наук, доцент Валентина Дынич.

— В свое время Советский Союз лидировал в предоставлении образовательных услуг иностранцам. За 40 лет, с 1950-го по 1990-й, число студентов выросло в 20 раз и составило более 120 тысяч человек. Понятно, что на какое-то время свои позиции мы сдали. Но уже на протяжении последнего десятилетия Беларусь набирает обороты: иностранцев готовит более 50 вузов, число студентов приближается к отметке 7 тысяч. Валентина Ивановна, как вы думаете, вырастет ли это число, и чем так привлекательны для иностранцев белорусские вузы?

— Привлекательны, во-первых, тем, что сумели сохранить хорошее фундаментальное образование, качество подготовки постоянно повышается. Во-вторых,  белорусский народ завоевал славу очень дружелюбного и госте­приимного, и еще никто из иностранных студентов не пожалел, что приехал учиться в нашу страну. Кстати, спокойствие – одна из причин, по которой обучение в Беларуси привлекательнее, чем, скажем, в России. Это для многих абитуриентов важнее, чем дальность расстояний, не всегда благоприятные погодные условия, отсутствие привычной пищи.

У нас есть все, чтобы иностранные студенты ехали учиться к нам. Но если мы не будем совершенствовать свой учебный процесс с учетом их потребностей, на мой взгляд, мы можем исчерпать имеющийся кредит доверия.

— Что не так с нашими учебными программами?

— Сегодня мы всех студентов, и наших, и иностранных, обучаем по одним программам. Но всегда ли необходимо иностранцам столь глубокое изучение некоторых предметов? Ведь они граждане своей страны. Понятно, что за рубежом они должны представлять Беларусь, быть проводником нашей культуры, интересов отечественной экономики. Но нужно помнить: работать они будут в своих государствах.

Приведу пример. Есть дисциплины, скажем, история Беларуси или основы идеологии Белорусского государства. Они важные, несомненно, но в первую очередь для граждан нашей страны. Для иностранцев, убеждена, из блока гуманитарных дисциплин можно подготовить какой-то обобщающий междисциплинарный курс. В итоге высвободится время для других предметов.

Студенты, если им дать такую возможность, с удовольствием выбирали бы себе уровень и объем подготовки, который им будет необходим на родине. И нам ведь это выгодно. Став профессионалами, дома они будут занимать ответственные посты. Например, БГУ во времена Советского Союза обучал граждан Вьетнама. Многие руководители государственных структур этой страны, ряд ректоров – наши воспитанники. Естественно, что для сотрудничества они выбирают белорусские вузы.

— Сокращение и изменение учебной программы может повлиять тем самым на общие сроки обучения, приблизив их к общеевропейским. Ведь сегодня первая ступень высшего образования в Беларуси занимает 4—6 лет, вторая 1—2 года, в то время как в Европе внедряется модель 3+2 с получением диплома магистра. То есть переход на сокращенное обучение для иностранцев там, где это целесообразно, может стать еще одним дополнительным плюсом в копилку привлекательности обучения в Беларуси?

— Как известно, развитие образования в Европе во многом определяет Болонский процесс, приоритетом которого является академическая мобильность. Рано или поздно нам придется считаться с этим явлением, так как может исчезнуть один из факторов, определяющих привлекательность нашего образования — его относительная дешевизна. С развитием материально-технической базы вузов будет повышаться и стоимость обучения.

В настоящее время иностранцы в полной мере не оплачивают за­траты на обучение, лишь процентов 70 от них. Например, год обучения студента в БГУ, по оценкам Минобразования, стоит в среднем около 4 тысяч долларов, а самая дорогая оплата для иностранцев – 3,5 тысячи (стоимость обучения варьируется в зависимости от популярности специальности).

— Насколько сложно изменить имеющиеся учебные программы, приблизив их к потребностям иностранных студентов?

— Нужно приложить определенные усилия, но это вполне реально. Кстати, есть поручение заместителя премьер-министра Александра Косинца по созданию структуры, которая осуществляла бы такую деятельность. И такой опыт уже есть.

Например, был разработан макет типового учебного плана по подготовке магистров (для тех, кто получал образование в другой стране, имеет степень бакалавра). Это двухгодичная программа, ориентированная специально на иностранных студентов. Она допускает изучение некоторых дисциплин на английском языке.

— Но, планируя перемены, нужно думать, как они будут реализовываться. Пока все студенты слушают одинаковые курсы лекций. Если внедрить особую программу, значит, часть лекций нужно будет разработать и провести только для иностранных студентов. В идеале читать их должны люди, специально ориентированные на работу с иностранцами. Есть ли в Беларуси такие специалисты или им потребуется пройти курс переподготовки?

— Такие люди есть в каждом белорусском вузе, но они нуждаются в дополнительной подготовке, поскольку есть целый комплекс знаний, касающихся, в частности, национальных, религиозных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе преподавания.

— Маму иностранного студента, прогуливающего занятия, на беседу не вызовешь. Как вы справляетесь с такими сложностями? Есть ли возможность сразу отсеять тех, кто приехал не за знаниями?

— Во-первых, на сайте нашего института родители по номеру паспорта студента могут отследить его успеваемость, потому что, как и у всех детей, вдали от дома у иностранцев есть соблазн отвлечься от учебы. И такие случаи нередки.

Иногда студенты вводят родителей в заблуждение, требуя значительных сумм якобы на повседневные расходы, которые потом тратят на развлечения. Чтобы избежать этого, вуз подготовил для родителей памятки с ценами на некоторые товары.

Институт делает акцент на работу с надежными партнерами (посредниками между вузом и студентами). И если студент пропускает согласно договоренностям за счет посреднической организации мы его отправляем домой. Если партнер не выполняет обязательства (например, были ситуации, когда студентов не привозили на регистрацию), мы ставим в известность все службы и посольства и разрываем контракт. Партнер также тщательно проверяется. В этом значительную помощь оказывают наши внешнеполитические ведомства и посольства стран проживания посредников. К слову, такая строгость однажды помогла выявить гражданина Нигерии, который въехал в страну по фальшивым документам. Наш институт получил благодарность от посольства этого государства.

— Валентина Ивановна, на ваш взгляд, достаточно ли той информации о белорусских вузах, которая на сегодняшний день есть за рубежом?

— Ее не мало. Но надо двигаться дальше. В частности, думать об открытии филиалов за рубежом. Задача поставлена, но делаются только первые шаги. Такое представительство есть пока у Витебского медуниверситета в Шри-Ланке. Можно идти и другим путем. Например, в рамках соглашения с Харбинским политехническим университетом наши педагоги преподают там, а студенты вуза, изучающие в Харбине русский язык, на третьем курсе занимаются в БГУ. В школе иностранных языков Таньшаня (КНР), согласно заключенным договорам, русский язык учащимся 12-го класса будет преподавать сотрудник нашего института. Успешно сдавшие экзамены будут приглашаться для обучения в нашу страну.

В целом информации о наших вузах стало больше. И все же, убеждена, надо вести более агрессивную политику. Не ждать, когда посмотрят на нас, а всячески себя пропагандировать: рассылать информацию на адреса иностранных представительств, министерств образования других стран, проводить дни культуры и образования. Если не стучаться – не откроют, а конкуренция огромная. Кроме того, можно и нужно рекламировать свою систему образования через другие направления деятельности, например через туризм, промышленное сотрудничество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter