Если на дубе написать "береза", то многие поверят!

"Фэйк" - это просто подделка На днях подруга возвратилась из Турции.
"Фэйк" - это просто подделка

На днях подруга возвратилась из Турции. Похвасталась обновками: целый гардеробчик привезла. Отличные вещи. Здешний уровень жизни приятельницы позволяет ей счастливо избегать похода по магазинам и выставкам "мидл-класса". Изредка, когда в пятый раз обутые туфли опротивели ну просто до тошноты, можно заскочить в какой-либо из столичных бутиков. "Но это так, когда времени совсем нет", - откровенничает, перебирая обновки, Татьяна. Обычно турецких обновок на сезон хватает. Тем более что здесь на прилавках мы их увидим через несколько месяцев. Ярлычки на обновках - один другого солиднее: "Gucci", "Cerruti", "Moschino". И целая коллекция обуви "made in Italy". "Наивная, - щебечет модница, читая недоумение на моем лице, - разве не знаешь, что без "турок" ни один "люксовый" магазин не обходится? Только у нас тебе это как чистую Италию, втридорога, продадут..."

Честность - не наш девиз

Однажды мне довелось побывать на одной из многочисленных частных кожевенных фабрик в Турции. Таких там - по три на квартал, особенно на побережье: чтобы сразу сбывать продукцию туристам. Так вот, такого количества идей высокой моды и "итальянских" обувных коллекций вам вряд ли доведется увидеть и в Милане на показах. Хозяева или топ-менеджеры фабрики, отлично говорящие по-русски, по поводу этимологии "люксовых" лейблов и итальянских адресов лепечут что-то о лицензиях. А после честно добавляют: "Если я напишу про Мармарис, разве ты сможешь мое качество оценить?"

И действительно. Времена дикой потребительской дремучести, когда разницы между "Abibas" и "Adidas" никто, кроме жен сотрудников дипкорпуса, не видел, прошли. Грубые и безыскусные подделки нынче моветон. Мировая индустрия "фэйка" (от английского fake - подделка, обман) над повышением уровня качества работает неустанно. И объективно - едва ли не эффективнее иных легальных производителей. Российские "Новые Известия" оценивают убытки ведущих правообладателей на территории страны в 1,5 миллиарда долларов в год. Качество же подделок в последние годы возросло настолько, что даже экспертам не всегда удается отличить подделку от оригинала...

Подделка "люкса" куда рентабельнее, чем любой другой, более тиражной и дешевой марки. Индустрия "фэйка" тоже борется за имидж марки. Только чужой. Главная особенность нынешнего рынка подделок - он переквалифицировался на "дорогие" подделки. Ведь в структуре товара "от кутюр" - 70, а то и до 90 процентов составляют маркетинговые затраты - реклама, антураж и т.д. Товары "для богатых" более трудоемки в производстве, но они куда рентабельнее, чем товары для "мидл" или даже бедных. Скажем, джинсы "Versace" себестоимостью в 40 - 50 долларов могут принести прибыли до 1.000 процентов - если реализовать их в каком-либо элитарном магазине за 400 - 500 долларов. Согласитесь, сделка куда аппетитнее, чем сидеть на скромном "магазинном" проценте. Не каждый бутик устоит перед подобным искушением. Потому-то и комментировать ситуации фразой, большей, чем: "У нас все честно", в некоторых минских бутиках мне попросту отказались. Совсем иное дело - предприниматели на многочисленных минских выставках. Вчерашние безработные школьницы, быстро заблестевшие в глянцевом, но при этом все таком же коммунальном интерьере будут до обморока доказывать, что эта джинсовая куртка "Pierre Cardin" за 100 долларов только вчера прибыла из Франции. Здесь уж как бог на душу положит: одни продают подлинную вещь, снабдив целым рядом поддельных товаров с аналогичной маркировкой, другие - откровенный "фэйк" по заоблачным ценам. Это, наверное, только наглостью и напористостью продавца меряется. А о том, что трудолюбивые китайцы за две недели изготовят любую партию обуви, "скопированную" с последних коллекций известных домов мод по весьма удобоваримой цене, "СБ" уже неоднократно писала.

- А что вы хотите, производство многих, даже очень именитых, марок размещается в странах Азии и Ближнего Востока. Это как с духами было, помните: появления нескольких лицензионных производств было достаточно, чтобы уже через пару лет "французские" духи продавали в каждой арабской лавке - так же и с вещами. К тому же, если уж говорить о подделках дорогих товаров, то ты, например, никогда не определишь, какая из этих двух шмоток оригинал, а какая - подделка. Нет между ними разницы. Практически нет. Ее только я вижу. И то, потому что не одну собаку на этом съел... (У автора этого монолога, по известным причинам просившего не называть его имени, между прочим, в Гродно магазинчик "элитной" одежды. - С.Л.)

Копия и оригинал

Среди "люкс-фэйка" неоспоримую лидерскую позицию занимали и будут занимать швейцарские часы. И разбирая эту ситуацию, просто хочется процитировать классика: "Ах, обмануть меня нетрудно - я сам обманываться рад!" Люди! В Беларуси нет и не может быть часов "Rolex". По той простой причине, что эта самая дорогая и престижная в мире часовая марка даже не авторизирована в нашей стране. Она и в России-то авторизировалась только в прошлом году. После долгих разборок с контрафактом. Напомним, что не раз предназначенные для России партии товара попросту отзывались фирмой из-за беспредела с подделками. Самая громкая в этом ряду история - накрытый московским УБЭПом магазин поддельных "Rolex" в... ЦУМе. В магазине продавали подделки с подлинными бриллиантами и драгметаллами, только с дешевыми механизмами. Такие аналоги, между прочим, тоже на тысчонку-другую тянули.

Но все же основная масса подделок - это дешевые копии знаменитых часов. В Минске их без проблем можно заказать через Интернет. Большинство сайтов (а их количество измеряется сотнями) создано в России, но возможна доставка через "минского представителя". Маленький эксперимент: в течение 10 минут я обнаружила десяток сайтов, почти откровенно признающихся в том, что их часы - "серые". И даже чуть не стала обладательницей "Breguet" всего за 300 долларов (модель в оригинальной коллекции тянет на 30 тысяч долларов). Но в последний момент передумала: примут еще за настоящие, да и снимут вместе с рукой. Так что в Минске купить часики "люкс-фэйк" можно практически без проблем. Разве что долларов 50 накинете за доставку.

Впрочем, это я к вопросу о нашей экономической интегрированности. На теневом рынке она, быть может, куда прочнее, чем на официальном, где поле изобилует налоговыми и таможенными препятствиями. Если же рассматривать сугубо "наш" "серый" часовой рынок, то он имеет свои весьма любопытные, как оказалось, особенности. Конечно, подделок, в том числе и дорогих, хватает. Объявления о них без всякого стеснения печатают некоторые газеты. Впрочем, прямо не указывают - продаем, мол, дорогие подделки, но догадаться об этом несложно. Телефонный продавец от прямого ответа уходит, уклончиво поясняя, что "точные копии просто лишены драгоценных металлов, потому и стоят дешевле"...

- Но это вряд ли можно назвать типичным явлением, - говорит Михаил Чекрыгин, брэнд-менеджер компании - поставщика швейцарских часов. - Подобные "услуги" для тех, кто хочет претендовать на определенный социальный статус, но реально его не достиг. В Беларуси основная доля рынка занята швейцарскими часами так называемого "эконом-класса", а не "люксом". Такие подделывать сложно, да и малорентабельно. Потому о засилье подделок на рынке я бы говорить все же не стал. Впрочем, в Швейцарии работает больше 400 часовых марок - за всех не скажешь...

В столице, по некоторым данным, даже чаще можно встретить подделку... антикварных часов, чем современных. Потолок минских часовых цен - 5 - 7 тысяч долларов. В мировом масштабе - мизер (отдельные модели "Breguet" или "Rolex" стоят до 150 тысяч долларов), потому возиться с "Tissot" за 500 - 1.000 долларов на этом фоне просто невыгодно. Совсем другое дело - тот же "Breguet", только состарившийся на столетие. Никаких тебе международных паспортов и серийных номеров, гарантий производителя и т.д. Да и экспертов, способных определить подлинность старинного механизма в Беларуси, - единицы...

Увы, даже мимолетный взгляд на рынок подделок подталкивает к выводу: контрафакт был, есть и будет. Уж не знаю, радоваться в связи с этим или огорчаться: в последнее время "фэйк" становится все более качественным и дорогим. И ценник с баснословным количеством нулей уже не гарантирует ни подлинности, ни безупречного качества, ни эксклюзивности. И это не только наша болезнь. Не только умельцы где-нибудь в Радошковичах усердно шьют "итальянскую моду". Индустрия "фэйка" - индустрия международная. К примеру, дорогих кубинских сигар сейчас на рынке едва ли не столько же, сколько и их подделок. Все очень просто: в свободное от работы на хозяина сигарной марки время кубинские работяги шпарят "серые" сигары. Кустарным способом, нарушая технологию. Вроде и подделка. Но ведь сырье-то - такое же, что и в оригинальных сигарах. Впрочем, на это и весь расчет.

Бороться с подделками сейчас очень сложно. Тем более что фантазии "леваков" не устают поражаться даже видавшие виды сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси. Сегодня у нас, кажется, могут подделать все что угодно - от великого, как говорится, до смешного. Последний пример, который в коридорах УБЭПа вспоминают как анекдот: фирменные "польские" огурчики "катали" на минской кухне. Из польских же контрабандных (!) огурцов. Впрочем, этот пример на грани фола. А если серьезно, то производство поддельной продукции в зависимости от масштабов производства и размеров ущерба подпадает как под Административный, так и под Уголовный кодексы. Можно отделаться небольшим штрафом, а можно и до 7 лет с конфискацией получить. Только и воротилы "фэйк-индустрии" Уголовный кодекс чтят: масштабы подпольных производств стараются до размеров "уголовных" не раздувать. Куда безопаснее работать с несколькими старушками, рассредоточенными в разных районах города. А то и вовсе быть всего лишь посредником. Дело верное. А спрос? При нашем уровне жизни и культуре потребления он всегда будет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter