Если муж оказался вдруг…

Насилие  в  семье  может  передаваться  из  поколения  в  поколение  и  при  этом  считаться…  нормой

Как обычно поступают женщины, когда им звонят подруги и жалуются на проблемы в семье? Правильно, начинают давать советы. И совсем не важно, уместны они или нет. Ведь здесь главное — поддержка и сочувствие. Но что делать, если дружеских советов уже недостаточно и требуется более серьезная помощь? Когда позвонила подруга (назовем ее Светланой) поделиться своей бедой и моего жизненного опыта уже не хватало для ее успокоения, я поняла, что нужно искать помощи у специалистов.

Согласитесь, довольно типична ситуация, когда двое молодых людей начинают жить вместе, как это принято теперь называть, в гражданском браке, а ведут себя, как в «настоящем». Особенно «муж». «Принеси-подай», «ты должна то, не должна это», «и вообще, тебе лучше помалкивать, а то…» (далее следует характерное потряхивание кулаком).  Именно с такой проблемной ситуацией и обратилась ко мне подруга Светлана. Успокоила ее, как могла. И задумалась над тем, куда посоветовать обратиться за более профессиональной помощью. После непродолжительного поиска нашла решение: «Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия» — именно так называется место, где специалисты-психологи с профессиональным   образованием и опытом работы помогают найти выход из подобных ситуаций.

— Служба существует чуть больше года — с июня 2007-го, — говорит психолог, руководитель службы Роман Крючков. — Она пока единственная не только в столице, но и в республике. Как правило, граждане обращаются к нам, когда ресурсы по преодолению проблемных  ситуаций уже исчерпаны. К психологу не приходят из простого любопытства, обычно есть какая-то проблема, с которой не могут справиться самостоятельно. 

Действительно, мы привыкли все делать сами. Создаем проблемы — сами, пытаемся их решить — тоже сами. А теперь вспомним типичный американский фильм, где главный герой после тяжелого трудового дня спешит не домой, а к… личному психологу.  И это вовсе не считается дурным тоном. Наоборот.  Наши же люди склонны скрывать свои проблемы, до последнего момента пытаться найти поддержку у членов семьи, друзей, знакомых. И только самые смелые, осознав всю сложность ситуации, способны попросить совета у настоящего специалиста.

Именно с целью оказания социальной, психологической, реабилитационной и иной помощи  на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района Минска» создана данная служба. Здесь организована работа специализированной линии экстренной помощи по телефону 280-28-11 (будние дни с 9 до 17 часов). Позвонить может каждый, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию. Звонки бесплатные и анонимные.

Тем не менее ошибается тот, кто подумает, что, обратившись сюда, он избавится от необходимости решать свои проблемы самостоятельно. Психологи службы могут помочь человеку осознать сложность ситуации и подтолкнуть к ее разрешению. 

— Мы избегаем давать чисто практические советы, — комментирует Роман Владимирович. — С нашей стороны это  было бы непрофессионально. Почему? Потому что человек должен сам принимать решения, ведь это его жизнь. Психолог не  вправе перекладывать ответственность на себя и решать чужую проблему. Он лишь должен помочь понять ее сущность и подтолкнуть к действию. В процессе очного консультирования, которое проводят здесь, человек выясняет совершенно не очевидные ранее для него вещи, что-то переоценивает, что-то начинает понимать по-другому. Видит, где конкретно были совершены ошибки. Он меняется. 

Отдельный разговор о проблеме рукоприкладства. Зачастую из поколения в поколение в семьях наследуются различные дисфункциональные привычки в общении. Когда, к примеру, считается нормой не только оскорбление, но и пощечина. Что-то не так сделал, не то сказал — будь готов почувствовать силу человеческой руки. Как правило, от  домашнего насилия чаще страдают женщины. Так и в случае с моей подругой.

Но терпение, как известно, не бесконечно. И оно должно иметь свой логический конец. Обратившись в службу, люди находят решение своих проблем, иногда даже совсем неожиданным способом. Моя подруга, к примеру, решила прекратить такую семейную жизнь еще до ее реального начала — свадьбы. 

Обращаются в службу в самых разных ситуациях. И даже из-за единичного конфликта в семье. К примеру, жена взяла у мужа машину и случайно разбила ее. Она не была застрахована, и вот уже две недели супруги ругаются.

Результаты консультирования могут быть разными. Кому-то будет достаточно той помощи, которую оказывают в службе, и человек с благодарностью попрощается с психологами. А кто-то может быть еще не готовым к принятию серьезных решений. В таких случаях обычно прерывают терапию. 

Если же человек все-таки удовлетворен качеством оказанной помощи, то начинает действовать принцип «сарафанного радио» — он начинает советовать обратиться в службу друзьям, близким, знакомым. Это хорошая реклама.

— В среднем в месяц к нам за помощью обращаются более 100 человек, — объясняет Роман Владимирович. — За прошедший год обращаемость увеличилась в пять раз. Мы прилагаем, конечно, к этому определенные усилия. Однако имеется немало трудностей в информировании населения о  существовании Службы помощи гражданам, пострадавшим от насилия. Хотелось бы, чтобы  телефон «горячей линии» был более доступным и известным. Сейчас мы сами занимаемся рекламой, но, к сожалению, у нас пока нет социального ролика, который можно было бы транслировать  по телевидению.

В настоящее время территориальные центры социального обслуживания населения Минска инициируют подготовку специалистов для себя на базе службы. В рамках определенных  проектов готовятся психологи и социальные работники для того, чтобы была возможность открыть такую услугу в районах. Телефоны «горячей линии» уже функционируют в  Жодино, Кобрине, Чаусах, Орше, Воложине. Обратиться сюда может каждый, кто чувствует беспомощность и ненужность, испытывает тревогу и страх и не знает, кому рассказать о происходящем, доверить свою боль.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter