Если кто-то теряет, то кто-то обязательно находит

Фасованный сыр «Берестье» — 22730 рублей за килограмм, «Костромской» 45-процентной жирности — 19770, «Раубичский» с содержанием жира 35 процентов — немногим более 21900 рублей, «Новый Российский» 50-процентной жирности — 20 тысяч рублей, «Буковинский» почти столько же.

Прежде чем писать этот материал, зашел в магазин, чтобы взглянуть на цены.

Фасованный сыр «Берестье» — 22730 рублей за килограмм, «Костромской» 45-процентной жирности — 19770, «Раубичский» с содержанием жира 35 процентов — немногим более 21900 рублей, «Новый Российский» 50-процентной жирности — 20 тысяч рублей, «Буковинский» почти столько же.

Неискушенному в тонкостях цен рядовому покупателю глубоко безразлично, как они формируются и какая доля в них принадлежит сельхозпредприятиям, транспортникам, переработчикам и торговле. У каждого свои интересы. Но если посмотреть, сколько перепадает сельхозпредприятиям или переработчикам их сырья, то не настолько много, чтобы угнаться за ростом цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, технику, минеральные удобрения, средства защиты.

Отпускная цена того же «Буковинского» Березинского сырзавода, например, на 1 марта составляла немногим более 14 тысяч при себестоимости 13,46 тысячи рублей за килограмм, на Любанском сырзаводе — 14,2 тысячи рублей при такой же себестоимости, а в целом по республике всех видов «Голландских», «Пошехонских», «Монастырских» и некоторые других — 14,6 тысячи рублей. Так что нетрудно подсчитать, насколько прибавляют они в цене, пока попадут на прилавки магазинов, какие сливки в этой цепочке снимают производители, переработчики, торговля.

Зная все нюансы, как дается содержание той самой буренки-кормилицы, задаюсь вопросом: насколько соответствует цена молока затратам. За 2009 год она выросла на 8,3 процента, а на творог, сметану и кефир — более чем на 13. Прибавила в цене и другая продукция АПК. Но не настолько, чтобы угнаться за ростом цен на промышленную продукцию.

Так, в 2009 году за счет роста цен на энергоресурсы, минеральные удобрения, нефтепродукты и снижения закупочных цен на молоко и продукцию растениеводства сельскохозяйственные организации потеряли около триллиона рублей. Увеличение закупочных цен и выручки в прошлом году возместило лишь удорожание ресурсов в нынешнем, но не позволило компенсировать потери минувшего года.

По понятным причинам рост цен на промышленную продукцию продолжается. Увеличение затрат для сельского хозяйства за счет произошедшего в первом квартале роста цен на энергоресурсы, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, корма, сельскохозяйственную технику оцениваются по году в более чем 1,5 триллиона рублей. В то же время закупочные цены на продукцию животноводства в январе—марте не менялись, а результаты от повышения цен на продукцию растениеводства урожая этого года будут получены только во втором полугодии, хотя приобретать ресурсы для проведения посевной и ухода за посевами необходимо уже сейчас.

В связи со сдерживанием отпускных цен на мясо и цельномолочную продукцию, что обусловлено их социальной значимостью, не возмещаются затраты на реализуемые в республике мясо потушное, молоко, кефир и творог. В результате их убыточность в среднем составляет от «минус» одного до «минус» 10 процентов. И если повышение отпускных цен на социально значимую продукцию осуществляется по 2—3 процента в месяц, то на ресурсы — одноразово — на 10 и более процентов. Несложные расчеты показывают, что рост цен на дизельное топливо в течение года для сельского хозяйства будет равнозначен 360 тысячам тонн молока, или около 6 процентов его реализации. А увеличение в текущем году цен на азотные, фосфорные и калийные удобрения на 7—10 процентов адекватно почти 400 тысячам тонн зерна.

К чему ведет ценовой диспаритет понятно — к накапливанию долгов сельскохозяйственных организаций, неисполнение которых на начало года составило почти 26 триллионов рублей, в том числе просроченные — 2,5 триллиона. И это при том, что цены на продовольствие постоянно растут — не только у нас, но и в мире. Жаль только, что от этих высоких цен конкретному сельхозпроизводителю мало что достается.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter