Если корову неправильно кормить...

РОССИЙСКИЕ производители сырого молока считают, что в отрасли разворачивается серьезный кризис. В конце июля национальный союз производителей молока «Союзмолоко», объединяющий более 70 процентов российских производителей молочного сырья, послал свое обращение президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, министру сельского хозяйства Николаю Федорову с призывом незамедлительно обратить внимание на состояние отрасли и принять срочные меры для остановки кризиса, ее охватившего.

Намечающийся кризис в российской молочной отрасли выгоден белорусскому производителю

РОССИЙСКИЕ производители сырого молока считают, что в отрасли разворачивается серьезный кризис. В конце июля национальный союз производителей молока «Союзмолоко», объединяющий более 70 процентов российских производителей молочного сырья, послал свое обращение президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, министру сельского хозяйства Николаю Федорову с призывом незамедлительно обратить внимание на состояние отрасли и принять срочные меры для остановки кризиса, ее охватившего.

Ответа на письмо пока не последовало. По мнению «Союзмолока», Минсельхоз не спешит признавать ситуацию в отрасли критической. На всероссийском совещании по развитию молочного животноводства, прошедшем в конце июля в Екатеринбурге, Николай Федоров бодро говорил о перспективах, ставил задачу нарастить производство молока до 2020 года на 6 млн. тонн. Производители недоумевают: о каком росте может идти речь? В стране падение производства молока, которое заметно уже и по официальной статистике: в первом полугодии зафиксировано сокращение объемов производства на 5,8 процента в сельхозорганизациях (там производится основная масса товарного молока, поступающего в переработку) и на 4,5 процента — в личных хозяйствах. По итогам текущего года недобор сырого молока составит, по прогнозу, около 1 млн. тонн. Это много, если учесть, что товарного молока в стране всего порядка 15 млн. тонн. Официальная статистика говорит о сборах в 32 млн. тонн, но большая часть этого объема собирается в ЛПХ, а статистика по ЛПХ не очень достоверна, считают производители.

Дефицит молока уже начал сказываться на его ценах. Весной они достигли очень высоких значений для последних лет, одних из самых высоких в мире. И даже летом цены практически не упали, хотя традиционно это сезон «большого молока» и цены снижаются на 15—20 процентов. Производители чрезвычайно озабочены ростом цен и дефицитом сырья и говорят, что в скором времени розничная цена пойдет вверх. На этом фоне неминуем и рост объемов импорта. По данным ФТС, он уже начался: в прошлом году импорт молочных продуктов вырос на 0,5 млн. тонн (в пересчете на молоко), то есть на 8 процентов; в первом полугодии нынешнего года рост импорта составил уже около 20 процентов. Кроме импорта, дефицит молочного сырья покрывается и фальсификатом — продажей молочных продуктов с добавлением растительных жиров. Подсчитать точно количество такой продукции невозможно, но косвенные подтверждения можно найти в резком росте импорта пальмового масла. Регулярные проверки продукции, проводимые «Союзмолоком», выявляют все большую долю фальсификатов на полке — последняя проверка показала, что 48 процентов изученных молочных продуктов содержали растительный жир. По оценке экспертов, количество фальсифицированных продуктов на рынке составляет более 4 млн. тонн (в пересчете на молоко), то есть свыше 10 процентов официального потребления.

В Минсельхозе ситуацию отнюдь не считают критической. Глава Департамента животноводства Владимир Лабинов (ранее он возглавлял Молочный союз России, объединявший в основном переработчиков молока) в ходе «круглого стола» для журналистов связал хорошие перспективы отрасли с двумя факторами: ростом потребления молочных продуктов (в первом полугодии он составил 5 процентов) и высокой ценой на сырое молоко. По его мнению, эти факторы означают, что у отрасли есть инвестиционная привлекательность и это те рыночные инструменты, которые позволят ей развиваться. Но в «Союзмолоке» уверены, что все не так просто. Даже высокая цена не обеспечивает привлекательной доходности для инвесторов. А рост потребления легко удовлетворяется растущим импортом и фальсификатом. Председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко предсказывает, во что выльется кризис, которого якобы нет.

— Технология производства молока сильно отличается от любой другой сельхозтехнологии. Средство производства нужно сначала вырастить, а потом трепетно за ним ухаживать, беречь и лелеять, чтобы оно давало качественный продукт в стабильном объеме. Любое снижение качества ухода, уменьшение рациона приводит к снижению продуктивности. Если корову неправильно кормить в течение недели, то для возвращения былых удоев понадобится месяц. Месяц неправильного кормления потребует восстановления в течение года. Год уменьшения рациона — и восстановить продуктивность не удастся уже никогда. Из-за сильно подорожавших кормов в течение последней зимы значительная часть молочного стада недополучала рацион — снижение продуктивности отмечено даже официальной статистикой. Это одна из причин снижения производства. Другая — сокращение молочного стада до уровня двухлетней давности, в том числе в сельхозорганизациях, где производится товарное молоко, и тоже из-за дороговизны кормов. По производству сырого молока мы скатились до уровня 2005 года. Чтобы просто отыграть это сокращение, понадобится несколько лет и большие инвестиции в расширение производства. Ни о каком значительном росте в ближайшее время не может быть и речи.

По словам Даниленко, в 2005 году, когда было решено запустить нацпроект по поддержке животноводства, речь в первую очередь шла о сохранении молочной отрасли — тогда темпы сокращения производства были просто катастрофическими. Была запущена программа субсидирования кредитов, банки и инвесторы поверили в поддержку государства, в тот момент было запущено много новых проектов. Доходности в 30 процентов, как в свиноводстве, в молоке, конечно, никогда не было, но был период в 2007—2008 годах, когда эта деятельность была экономически целесообразной и даже привлекательной. И дальше надеялись на лучшее. Но в 2008 году разразился кризис, цены на молоко и молочные продукты резко пошли вверх. В результате, по данным розничных продаж, стало падать потребление. Год назад, после вступления России в ВТО, резко вырос импорт биржевых молочных продуктов из дальнего зарубежья — сухого молока, сливочного масла и сыра с длительным сроком хранения. Это тоже давит на рынок. Плюс рост фальсификата — для многих российских производителей это практически единственный способ удержаться в рамках цен, заданных импортом.

Недовольны российские производители молока и уровнем господдержки, оказываемой им в рамках программы смягчения издержек от вступления в ВТО. Минфин требовал урезания расходов, и Минсельхоз их урезал.  В итоге на 2013–2020 годы сократилось финансирование по всем направлениям  -- доля кредитной ставки, которая субсидировалась, сократилась со 100 до 80 процентов ставки рефинансирования, да и эти деньги платят с задержками. На вторую половину 2013 года, очевидно, средств опять не хватит. Стоимость кредитов в 12 процентов годовых -- только для самых первоклассных заемщиков, основная масса кредитов предлагается под 15–17 процентов. По мнению председателя «Союзмолока» Андрея Даниленко, погектарная поддержка не возмещает и трети былых дотаций. И все это на фоне плохих урожаев в прошлом сезоне, когда во многих молокопроизводящих регионах была серьезная засуха. Но если в 2010 году пострадавшим от засухи помогали деньгами из федерального бюджета, то в прошлом на засуху не выделили ни копейки. Плюс ко всему -- высокие цены на корма. Вот и начали резать скот, недокармливать, стало падать производство молока.

Аналитики предсказывают, что со временем на рынке появятся две четкие ниши: дорогие молочные продукты из настоящего свежего молока и основной объем продукции — недорогой молочный фальсификат с растительными жирами. Самое плохое, что добавляют чаще всего «техническую пальму», которая годится лишь на мыло, — именно ее импорт растет, по данным таможни. А это уже здоровье граждан, расходы на здравоохранение. Бороться с фальсификатом сегодня почти невозможно, штраф от 5 до 50 тысяч рублей — это ничто в сравнении с их прибылями.

По материалам интернет-ресурсов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter