Если есть замок, можно подобрать и ключ

"Убереги свой автомобиль!" - под таким девизом 29 октября в стране прошел Единый день безопасности, который традиционно проводится управлением ГАИ МВД.
"Убереги свой автомобиль!" - под таким девизом 29 октября в стране прошел Единый день безопасности, который традиционно проводится управлением ГАИ МВД.

Самое распространенное преступление против нашей с вами собственности - квартирная кража. Второе место уже много лет устойчиво занимают угоны автомобилей, причем "спросом" пользуются все модели: от подержанных "Жигулей" до дорогих "Мерседесов". С начала года только в Минске угнано и похищено 444 авто. Из отечественных машин чаще других угоняют тольяттинские модели ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110. Среди иномарок - "Ауди", особенно последние модели, второе место делят БМВ, "Мерседес" и "Опель". Автолюбители стараются всеми возможными способами защитить свои транспортные средства. Но, как показывает практика, большинство из них допускают досадные промахи еще на стадии выбора системы защиты.

Есть три наиболее распространенных варианта похищения машины. Первый - автомобиль пытаются украсть из гаража или с долговременной стоянки. Второй - кража с кратковременной стоянки (например, от магазина или кинотеатра). И третий - грабеж, бандитское нападение, когда злоумышленники насильно заставляют водителя покинуть салон, после чего скрываются на захваченном авто.

Все рубежи обороны

Система защиты машины должна строиться с учетом этих трех возможных ситуаций. Первый "рубеж обороны" может быть создан еще на подступах к автомобилю - это так называемая система наружной охраны. В случае приближения вора на определенное расстояние она оповещает о возможной опасности хозяина и окружающих. Второй "рубеж" - охрана кузова и салона. Система должна срабатывать в тех случаях, когда вор пытается проникнуть в машину или снять с нее детали (колеса, фары и т.д.). Но ни одна сигнализация не способна противостоять запуску двигателя и движению автомобиля. Впрочем, в ее задачу это и не входит. Здесь перед угонщиком должен возникнуть третий "рубеж" - устройства, блокирующие мотор и трансмиссию. Наконец, на случай бандитского нападения существует блокирующая система, которая срабатывает после того, как машина отъедет на некоторое расстояние от того места, где остался ее владелец.

Сегодня на рынке предлагают охранные и противоугонные системы (ОПУС) более ста типов, и оценить их надежность потребителю довольно сложно. Основным источником информации на этот счет служит реклама дилеров, из которой можно сделать вывод, что чем дороже сигнализация, тем надежнее она защищает автомобиль от угона. Однако это не совсем так.

Полностью надежных противоугонных систем пока не существует и в ближайшее время, вероятнее всего, создано не будет. Любое их усовершенствование рано или поздно злоумышленники рассекречивают. Асы-угонщики в состоянии "увести" любую машину, какой бы супернадежной охранной системой ее ни оснастили, - были бы время да нужный инструмент. Но если уже на подходе к автомобилю вор понимает, что машина под охраной, то чаще всего этого бывает достаточно, чтобы злоумышленник ретировался.

В системах наружной охраны обычно используют специальные датчики движения. Когда в опасной близости от машины появляется движущийся объект, срабатывает датчик, и в тот же момент либо включается сирена, либо на пейджер владельца поступает радиосигнал. Такие охранные системы нужны в основном тогда, когда вы ставите машину на длительную стоянку. Их существенный недостаток - частые ложные срабатывания. При высокой чувствительности они могут реагировать на ветер или мирно прогуливающуюся рядом с машиной кошку, а при низкой - не подадут сигнал, даже если мимо пройдет слон.

Кодируем... от угона

Охрану кузова и салона автомобиля также можно организовать с помощью датчиков. Прежде всего это работающие на размыкание контактов кнопки. Их устанавливают в дверных проемах (или используют штатные выключатели освещения салона), а также под капотом и крышкой багажника. Однако, зная расположение кнопок, их относительно несложно заблокировать. Угонщики часто пользуются этим приемом. Второй тип датчиков - датчики изменения объема салона автомобиля, обмануть которые почти невозможно (если только не отключить систему целиком). В салоне также можно использовать датчики движения.

Каждая охранная система снабжается сиреной, она включается, когда кто-то вторгается в зону ответственности сигнализации. Наибольшее распространение сейчас получили автономные сирены со встроенным блоком питания, работающие даже при отключенном аккумуляторе. Сирены бывают с раструбом снаружи (открытые) и в герметичном корпусе (закрытые). Открытую сирену можно заставить замолчать, залив воду в раструб. Пищать она будет, но не громче мухи. Сирену закрытого типа заставить замолчать сложнее - ее приходится ломать, точнее, разбивать. Сейчас есть сирены в ударопрочном корпусе: чтобы их разбить, требуется больше времени и сил. При желании мелодию сирены можно запрограммировать - это позволит узнать ее в многоголосном хоре других звуковых сигналов.

Некоторые охранные системы оборудуют еще и миниатюрным радиопередатчиком. Он посылает на специальный пейджер владельца автомобиля информацию о том, что сработала сигнализация. Некоторые системы сообщают даже о том, что случилось с машиной, например, открыты двери или капот, разбито стекло и т.д.

Когда вор проник в салон

Хорошая противоугонная система должна обладать еще одним немаловажным свойством - способностью противостоять попыткам подбора или записи цифрового кода ключа ОПУС (брелока), поскольку сканер, при помощи которого считывается код, угонщик может купить. В ответ на такую уловку изготовители ОПУС стали использовать в управляющих схемах так называемые динамические системы. В оснащенных ими ключах код многократно меняется не только от одного срабатывания к другому, но даже в самом процессе срабатывания. Алгоритм смены кода настолько сложен, что практически не поддается дешифровке.

Есть и дополнительные элементы к противоугонным системам, не дающим машине уехать, например, электронные иммобилайзеры. Наибольшее распространение получили те, что позволяют запустить двигатель, или выключающие его в случае нападения на водителя. Простейшие - блокируют только запуск двигателя, более сложные - могут при необходимости двигатель заглушить, например, если злоумышленники вытолкнули водителя из машины. Наиболее совершенные иммобилайзеры дают возможность машине отъехать от места нападения на несколько десятков или сотню-другую метров - это делается в целях безопасности оставшегося на дороге водителя.

Если вор все же проник в салон, очень важно, чтобы он потратил как можно больше времени на запуск двигателя. Для этого разными способами блокируют его электрические системы. Электрические цепи блокировки должны быть скрыты от посторонних глаз, а сами блокирующие элементы - расположены в труднодоступных местах. Электрическую блокировку полезно дополнить какой-нибудь простой, но надежной механической системой, блокирующей, например, поворот руля или рукоять переключения передач.

Ищите мастера!

Где лучше всего ставить противоугонную систему? Если система установлена в сертифицированном автосервисе и на нее выдан сертификат соответствия, то даже на новую машину гарантия сохраняется. Обращайтесь в автомастерские, которые давно существуют. Там вам помогут выбрать подходящую сигнализацию. Помните, что установка даже самой простой системы требует не менее четырех-пяти часов, а на монтаж сложной электронной многоуровневой защиты уходят два дня кропотливой работы. Если вам обещают установить противоугонную систему за два часа или дают гарантию на нее меньше года, лучше обратитесь к другим специалистам. Квалифицированные мастера дают гарантию не менее года, а зачастую - в два, три раза больше.

...Ни для кого не секрет: если есть замок, значит, можно подобрать и ключ. Отсюда вывод: чем больше противоугонных устройств (пусть даже простых - в виде скрытого выключателя), тем сложнее придется ворам, тем спокойнее вы за свое авто.

Дмитрий МОРОЗОВ, cтарший инспектор ГАИ Советского района Минска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter