Если есть луна, будут и поэты

Книжный навигатор
Театральная критика Власа Дорошевича. Минск, Харвест, 2004.

«Да, это был Штраус. Но Штраус был без панталон». Когда–то мне врезалась в память эта жесткая фраза из рецензии на выступление Айседоры Дункан (действительно танцевавшей без нижнего белья). Если знать, что во время написания рецензии Дункан была «пиком моды» и символом прогрессивных исканий в искусстве, можно отдать должное не только остроумию, но и смелости автора. Впрочем, «король фельетонов» Влас Дорошевич всегда позволял себе высказывать собственное мнение, даже в консервативной старой Москве, где «все было дешево: говядина, театр и человек». Его «телеграфный стиль», хлесткие и яркие, как огни рампы, образы и точные, как удар бывалого фехтовальщика, оценки на многие годы определили идеал журналистики и критики. А ведь что такое газетный фельетон? Как бы ни была ярка бабочка, срок ее жизни исчисляется днями — не веками... И какой талант следовало вложить, чтобы эти «бабочки–однодневки» превратились в драгоценные камни, которые потомки будут перебирать с таким же удовольствием, что и современники, разве что с легким привкусом ностальгии... «От актера не остается ничего», — не один раз с грустью писал Дорошевич. И пытался сохранить для нас во всех подробностях театр времен Марии Ермоловой, Сары Бернар и Марии Савиной...

Сегодня нет уже таких рецензий, когда автор передает игру актера в словесных образах, в которых «хорошая игра — как горячий поцелуй», чтобы было понятно, как эти люди — на старинных фотографиях зачастую такие обычные — завоевывали умы и сердца. Дорошевич любит театр, но как же он безжалостен к тому, что мешает Театру. Будь то плохая игра актеров, ужасающие закулисные нравы, самодурство властей или «театральные психопатки», что в среде артистов будет всегда, «точно так же, как луна может быть спокойна, что у нее будут собаки и поэты, которые станут на нее лаять». Для Дорошевича нет авторитетов — если Метерлинк, Джером или Ростан написали плохие пьесы, они будут блестяще высмеяны. Эта книга — портрет эпохи в исполнении «ревнителя театра», признававшего только здравый смысл, но веровавшего, что «в этом воздухе кулис есть что–то одурманивающее».


Дзень паэзii–2005. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2005.

Еще в начале 1990–х казалось, что такие альманахи, дающие возможность авторам вынести свои произведения на суд публики, а публике — узнать, что происходит в литературе, будут выходить из года в год. Ведь поэзия никогда не умолкала. Просто в переломные времена ее переставали издавать, читать, писать о ней. Десять лет «Дзень паэзii» переживал свою «ночь». Наконец–то традиция возрождается — без шумихи, без особого «пиара», незаметно ставшего необходимым в литературной жизни последнего десятилетия. То, что в следующих выпусках альманаха расширится круг авторов, можно предсказать уже сегодня — не все знали, не все успели отозваться... Но и в этом, первом после паузы, выпуске имена почти двухсот поэтов разных поколений, разных поэтических течений, живущих в разных уголках нашей страны. Есть и литературоведческие статьи, и пародии, и фотографии... Думается, будет и читатель.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter