Неплохо было бы на законодательном уровне предусмотреть более широкое финансирование экономически слабых сельсоветов

Если денег у сельсовета нет - плохо, если есть - тоже нехорошо

ЗА СЕЛЬИСПОЛКОМАМИ и сельскими Советами депутатов законодательно закреплены определенные властные полномочия. Однако воспользоваться этими управленческими функциями могут далеко не всегда. Они иногда не совпадают с возможностями. Самая большая беда местных органов представительной власти — безденежье.

Скажем, в обязанности сельисполкомов входит обеспечение порядка на земле. А как, к примеру, своевременно убрать сегодня траву или сорняки, если нет спецтехники. Причем и купить ту же косилку или триммер за бюджетные деньги тоже нельзя. Вот и приходится председателю исполкома либо идти с поклоном к руководителю местного хозяйства, либо искать спонсора, который бы расщедрился на такой подарок. Прямо скажу, роль просителя авторитета местному органу представительной власти не добавляет.

Или другой пример: как спилить старое дерево на кладбище? Чаще всего для такой работы необходимы спецтехника и люди, которые знакомы с этим делом. Все это, конечно, не бесплатно. Однако в бюджете деньги на такие расходы не предусмотрены, и при проверке финансово-хозяйственной деятельности возникнет вопрос о нецелевом использовании средств. И опять работникам исполкомов приходится заниматься этим за счет отношений с тем же директором местного сельхозпредприятия, у которого, что скрывать, сегодня реальная власть на селе.    

В последнее время, правда, сельисполкомы нашли еще один выход: уговаривают скинуться людей. В Дятловском районе, к примеру, толокой за последние три года удалось обнести забором почти два десятка кладбищ.

Не все органы местной власти сводят концы с концами. Сельсоветы, расположенные рядом со столицей, областными центрами и крупными городами, в более выгодной ситуации. Они успешно продают земельные участки под строительство коттеджей, а также неиспользуемые объекты и имеют от этого немалые деньги. Во всяком случае, председатель Обуховского сельисполкома Гродненского района Валерий Смолей на отсутствие средств не жалуется. Сельсовет занял первое место в республиканском конкурсе по благоустройству агрогородков. Большая заслуга в этом, конечно же, местного сельхозкооператива. Однако и сельисполком активно организовывает аукционы по продаже земельных участков, наводит порядок на подведомственной территории. Но как правильно использовать имеющиеся в наличии деньги, не нарушая законодательство, работники исполкома порой не знают. И подсказать никто не может — в штате такой должности нет. А это значительно затрудняет его работу.

Зато есть немало контролирующих организаций, которые не помогают сельисполкому, а только нагружают его дополнительными заданиями: установить дорожный знак, убрать свалку, заменить перегоревшую электролампу уличного освещения и так далее.

Между тем за рубежом у местных органов представительной власти есть не только обязанности, но и реальная сила. В той же граничащей с Гродненщиной Польше аналогичная сельсовету административная единица — гмина — имеет в своем штате, кроме юристов, еще и несколько десятков других работников, в ее ведении находится и служба коммунального хозяйства. Это позволяет оперативно наводить порядок на своей территории, решать другие актуальные задачи без помощи сторонних организаций.

Конечно, тот же председатель исполкома и местный Совет депутатов правомочны принимать различные решения, которые будут иметь силу закона на территории сельсовета. Но умный председатель десять раз подумает, прежде чем сделать это, выполнять их придется своими силами, которых и без того не хватает. Поэтому неплохо было бы на законодательном уровне предусмотреть более широкое финансирование экономически слабых сельсоветов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter