Председатель Государственно комитета судебных экспертиз ответил на вопросы читателей и «СГ»

Если бы преступник знал, сколько следов после себя оставляет...

РАСКРЫТЬ преступление по капле крови или с помощью случайно брошенного окурка… Раньше это казалось чем-то фантастическим. Сейчас благодаря научным наработкам, в том числе и собственным, сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз проводят подобные исследования, как правило, в месячный срок. Такая оперативность помогает быстрее установить и доказать вину преступника или оправдать человека, к делу не причастного. Как специалистам удается разобраться в хитросплетении человеческого ДНК, почему купленный на рынке нож можно приравнять к холодному оружию и в каких случаях применяется полиграф?

На эти и другие вопросы читателей во время прямой линии ответил председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей ШВЕД.


— Андрей Иванович, вас беспокоят из Кобринского района. Меня зовут Алексей. Расскажите, какие преступления прошлых лет, которые уже считались бесперспективными, удается раскрывать благодаря накопленной базе ДНК?

— Только в 2017 году банк данных пополнился 90 тысячами генотипов лиц, следов с мест нераскрытых преступлений и неопознанных трупов. Соответственно росту наполнения базы возрастает и эффективность ее использования. В прошлом году, например, направлено более 2600 сообщений о положительном результате проверки с помощью автоматизированной информационной системы ДНК, многие из которых помогли раскрыть преступления. Следственный комитет нередко назначает генетические экспертизы по преступлениям прошлых лет. Наши эксперты в ряде случаев устанавливают генотипы в следах, в которых 5, 10 и даже 15 лет назад не удалось получить какой-либо результат. Они сравниваются с базой данных ДНК, и если в ней находится генотип лица, направленный туда, например, после совершения другого преступления, мы получаем информацию о совпадении.

В ноябре прошлого года, к примеру, удалось найти совпадение по человеку, который совершил кражу на территории Пружанского района, а ранее еще в трех квартирах Бреста. А в 2016-м по окурку, изъятому на остановке в Минске после изнасилования, установлено совпадение с генетическими признаками обвиняемого, который еще в 2004—2007 годах значился фигурантом серии подобных преступлений.

Вот еще один случай. В 2012 году в лесном массиве возле деревни Клади Крупского района обнаружен человеческий череп. Удалось выяснить, что это останки минчанина, который пропал без вести еще в 2003-м. Образцы генетического материала отца и матери разыскиваемого находились в базе с 2007 года.

— Беспокоит Юлия из Минска. Бабушка оставляет мне квартиру в наследство, но родственники говорят, что еще поборются за права на часть жилплощади. Есть ли смысл бабушке пройти психолого-психиатрическую экспертизу, чтобы в суде факт передачи был более достоверным?

— Опыт показывает, что в подобном случае лучше это сделать. Стоит такая экспертиза около 300 рублей. Проводится в Минске и во всех областных центрах. В суде она станет доказательством того, что на момент совершения сделки гражданин был абсолютно, говоря простым языком, дееспособен, то есть способен понимать значение своих действий и руководить ими.

— Здравствуйте. Андрей Боревой, охотник из Слуцкого района. Скажите, пожалуйста, а как случайно не купить холодное оружие? Ведь, согласитесь, такая опасность есть.

— Если товар, который продается в магазине, конструктивно схож с холодным оружием, но у продавца есть соответствующий сертификат, можно не волноваться. Покупать подобные вещи лучше в специализированных магазинах. Потому что бывают случаи, когда покупатель приобретает нож, ни о чем не подозревая. Потом его останавливают сотрудники правоохранительных органов, и оказывается, что это вовсе не нож, а холодное оружие, которое запрещено носить с собой. Для такого оружия наши специалисты в прошлом году разработали и приняли соответствующие новые требования ГОСТа, они в свободном доступе. Там четко определено, по каким критериям можно идентифицировать то или иное изделие. К примеру, прописано, какими должны быть длина и толщина клинка, твердость металла, из которого он выполнен. Некоторые изделия, к слову, изначально не относятся к холодному оружию — это кухонные ножи.

Во всем том, что покупаете в хозмаге, можете не сомневаться. А вот в остальных местах требуйте сертификат, и лучше запомните его дату и номер. Так сможете подтвердить факт покупки.

— Добрый день! Вас беспокоит Василий из деревни Малевичи Жлобинского района. Скажите, используется ли у нас детектор лжи для раскрытия преступлений?

— Да, мы используем полиграф при психолого-психиатрических экспертизах по преступлениям о насильственных действиях сексуального характера, которым подвергаются несовершеннолетние. Сам по себе детектор лжи, как называют этот прибор в народе, в чистом виде не считается инструментом для экспертизы, но используется в совокупности с другими методами исследования. К примеру, ранее встречались такие случаи, когда дети обвиняли в сексуальных преступлениях взрослых, в отношении них проводилась проверка. Когда стал применяться полиграф, выяснялось, что ребенок соврал под уговорами взрослых. Кстати, планируем расширять применение подобной аппаратуры и при других видах преступлений. Правда, делать это будем осторожно.

— Андрей Иванович, живу в Минске близ торгового центра «Европа». Все знают резонансную историю с резней, которая там произошла. Фигуранту преступления была назначена судебно-психиатрическая экспертиза. Интересно, каким образом она устанавливает вменяемость либо невменяемость человека? Это какие-то специальные тесты, собеседования?

— Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что такие экспертизы мы проводим часто: как правило, вопрос вменяемости либо невменяемости ставится по многим уголовным делам, административным процессам. Саму методику попытаюсь пояснить простым языком: это достаточно длительный и трудоемкий многокомпонентный процесс. Если, например, речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях — убийствах, изнасилованиях, то правоохранители назначают нам комплексную стационарную экспертизу, при которой с подозреваемым порядка 30 суток работает группа специалистов. Она не только общается, но и наблюдает за человеком.

Еще один компонент — изучение медицинских документов, при котором внимательно изучается история болезни подозреваемого. При необходимости специалисты проводят и общепризнанные психологические тесты, известные во всем мире. На основании всех данных в совокупности определяются заболевания, психические и психофизиологические особенности того или иного человека. Каждый эксперт отдельно приходит к своему выводу. Все участники исследования предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Что касается случая в «Европе»… Могу сказать, что при проведении экспертизы осужденный однозначно осознавал характер своих действий. Он без всяких сомнений вменяем в отношении тех преступлений, которые совершил.

— Андрей Иванович, это пенсионерка из Бобруйска Нина Скворцова. Чаще ли стали попадаться поддельные купюры?

— Не чаще и не реже, чем раньше. В этом вопросе, правда, есть сезонность. К примеру, больше подделок наблюдается в тот период, когда люди возвращаются с заработков из России и привозят с собой такую валюту. Небольшой всплеск произошел с появлением новых белорусских рублей. Тогда очень быстро отреагировали правоохранители. Чуть чаще встречаются факты провоза туристами подделки во время крупных международных мероприятий, которые проводятся у нас в стране.

«СГ»: — А новые способы подделки частые?

— Нет. Сама методика изготовления денег классическая. Если купюра изготавливалась в Беларуси, этот способ достаточно примитивен. Если деньги уже попадали в поле зрения судэкспертов за последние двадцать лет или способ их подделки — сразу видим все факты, привязки к уголовным делам. Правда, около десяти лет назад определенная партия валюты попала в оборот не только у нас, но и в других странах. Ненастоящие доллары оказались высокого качества, изготовлены едва не заводским способом — даже бумага практически не отличалась от оригинала. И только незначительные детали позволили наладить систему идентификации.

— Это Андрей Добрынин из Узды. Часто ли автовладельцы имитируют ДТП, чтобы получить компенсацию за страховку?

— Вам более точно подскажут в страховых компаниях. Но есть закономерность: до образования комитета единицы страховщиков обращались с просьбой установить факты симуляции среди автовладельцев. С каждым годом число таких экспертиз растет. Если в 2014 году с участием наших экспертов проведена всего лишь одна комплексная судебная экспертиза, в 2016-м — 3, то в прошлом провели 6 автотовароведческих, автотехнических экспертиз и экспертиз лакокрасочных покрытий. Сейчас в главном управлении технических экспертиз в работе два факта, по которым идет проверка фальсификации ДТП.

— Здравствуйте, Андрей Иванович. Это Антонина из Брестского района. В этом году заканчиваю вуз по специальности «Правоведение». Могут ли меня взять на работу в Государственный комитет судебных экспертиз с таким образованием?

— В комитете востребовано порядка 27 специальностей. Если у вас твердое желание стать судэкспертом — обращайтесь в нашу кадровую службу в рабочее время. В Минске — на Кальварийскую, 43. Все будет зависеть от того, есть ли у нас свободные вакансии — вам об этом сразу скажут. Бывает, что в столице и областных центрах нет мест, тогда предлагается переезд в те города, где требуются специалисты.

Далее в большинстве случаев нужно пройти переобучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. Это займет от трех месяцев до года, в зависимости от специализации. После необходимо подтвердить квалификацию — сдать экзамен. Вторая сторона вопроса: проверка личных данных. Работа судэксперта связана с юридически важными моментами и сохранением служебной тайны, поэтому нужно узнать, не было ли у человека проблем с законом, чем занимаются его родственники. В определенных случаях проверяются и личностные черты характера — стрессоустойчивость, к примеру.

«СГ»: — На какую зарплату в таком случае может рассчитывать эксперт?

— Средняя по нашей структуре около тысячи рублей. Причем не имеет значения, работает специалист в райцентре или в Минске. Те, кто начинает свой трудовой путь в погонах, получают около 700—800 рублей.

— Это Виктор Сухоруков из Новополоцка. Правда ли, что у близнецов одинаковые отпечатки пальцев?

— У каждого человека они индивидуальны. Как и ушные раковины, капиллярные узоры на ладонях, на стопах ног. Совпадение — один случай на полтора миллиарда. Но это маловероятно.

— Андрей Иванович, добрый день. Беспокоит вас Анна из Ушачей. Следила за развитием истории в Витебске, когда клиент оскорбляла фармацевта в аптеке. Факт был снят на камеру видеонаблюдения. Скажите, подобные записи, в том числе и на мобильный телефон, могут служить доказательством оскорбления в суде?

— Видеозапись может быть источником доказательства как по уголовному делу, так и по административному процессу, если проливает свет на определенные обстоятельства. В этих случаях она должна быть должным образом зафиксирована — изъята в установленном порядке, осмотрена, приобщена к делу. Может ли такой видеоматериал стать объектом экспертного исследования? Безусловно. В той истории, которую вы упоминаете, можно было провести так называемую лингвистическую экспертизу на предмет наличия элементов оскорбления. Если бы такое исследование назначили, видеозапись учли бы при ее проведении. Кроме фактов оскорбления, с помощью лингвистической экспертизы можно выявить также клевету, призывы экстремистского толка.

«СГ»: — Часто к вам обращаются за такими языковыми «расшифровками»?

— Подобные экспертизы по материалам об оскорблениях и клевете в настоящее время проводятся отдельными специалистами. Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости при Министерстве культуры проводит порядка нескольких тысяч в год. Исследуются вопросы выявления порнографии, насилия, о чем уже говорил. Работу по внедрению судебных лингвистических экспертиз мы начали с 2016 года. Понятно, что это процесс не одного дня — только обучение за границей таких специалистов (ведь только создаем подобное подразделение) и подтверждение их квалификации за рубежом заняло около полугода, подготовка методики — больше двенадцати месяцев. Планируем, что полноценные лингвистические экспертизы на постоянной основе сможем проводить уже со второго полугодия 2018 года.

— Меня зовут Ирина Евгеньевна, звоню из Глуска. Вопрос у меня личного характера. Столкнулась с тем, что отец моего ребенка отказывается платить алименты. Официально считаюсь матерью-одиночкой, однако была договоренность с несостоявшимся супругом о том, что он будет помогать. Первые три года деньги поступали, сейчас же материальная поддержка прекратилась. Более того, он перестал выходить на контакт. Скажите, каким образом могу установить его отцовство официально, ведь зарплата маленькая, ребенка не вытягиваю? Куда мне при этом обращаться?

— К сожалению, подобные случаи нередки. Путь у вас пока один: обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства. Он, в свою очередь, назначит генетическую экспертизу и обяжет предполагаемого отца вашего ребенка сдать соответствующие анализы — кровь и буккальный эпителий (слюну). В заключении будет дан ответ с вероятностью в 99,9 процента. Пока иного механизма нет.

— А если он откажется от такого анализа?

— Решение суда обязательно к исполнению. В противном случае вступают в силу другие механизмы исполнительного производства — его обяжут сдать нужный анализ в принудительном порядке.

«СГ»: — Можно ли удостовериться в отцовстве по личной инициативе?

— Такая форма тоже существует, и она довольно популярна — в год на платной основе проводим около двух тысяч экспертиз как в Минске, так и во всех областных городах. Цена такого исследования в центральном аппарате Государственного комитета на семью из трех человек составляет около 260 белорусских рублей. В управлениях по областям может несколько отличаться. Стоимость зависит от цены используемых реагентов и времени, затраченного сотрудниками на проведение исследований. В ближайшем будущем существенного изменения цены на экспертизу по установлению родства не предвидится.

К слову, бывают случаи, когда, например, нужно определить отцовство от умершего человека. Если проводилось вскрытие и есть биологический материал, берем эти образцы тканей и анализ у родственников. Встречаются и еще более сложные примеры, когда от умершего человека остаются, условно говоря, лишь волосы, ногти либо другой генетический материал. Но даже здесь наши специалисты устанавливают отцовство – для этого есть соответствующие технологии и оборудование.

kovalev@sb.by

bizyk@sb.by

Р.S.

Продолжение прямой линии читайте в следующем номере «СГ». Андрей Швед расскажет, как по отпечаткам пальцев в режиме онлайн судэксперты выносят заключение и помогают раскрывать преступления, зачем возникла необходимость создать базу ДНК животных и как быстро наркотические вещества попадают в список запрещенных.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter