Если бы не ты

Моя знакомая, практикующий семейный психотерапевт, поделилась забавным фактом — начало общения с каждой парой начинается со слов: «Наш брак можно было бы назвать идеальным, если бы не ты...» Я очень громко смеялась, потому что в точку сказано. И когда мы пришли поужинать несколькими семьями, мужья устроились напротив, я подслушала, как парни нас обсуждают. Одному не хватает в образе жены заботливой воспитательницы–гувернантки — она все «по своим делам, а ребенок плохо учиться стал!» Другой недоедает борщей, третий хотел бы, чтобы жена больше денег вносила в семейный бюджет, четвертому все вроде ничего, но что–то выпивать стала.


— Девочки, — шепчу, — не будем уподобляться, предлагаю поговорить о прекрасном — какой фильм посмотреть про женское счастье?

Стали думать. Все возвышающие любовь ленты про сиюминутную страсть, огонь и поцелуй на закате. А будет ли завтра? Поэтому герои целуются не нацелуются. А если в сюжете показан период или даже вся жизнь, то кто–то кого–то обязательно мучит или удушает за пять минут до финальных титров. Потому первые фильмы легко найти в жанрах романтическая комедия, комедия, криминальная драма, а вторые всегда только в вязком разделе драма. Про жизнь, долгую и обычную, всегда пекут густое, с комками.

Давным–давно, когда я получала опыт работы в театре, ставила спектакль очень необычный, по пьесе немецкого драматурга Герберта Ахтернбуша «Сапог и его носок». Из огромного количества тем, которыми была начинена пьеса, я выбрала лишь одну линию и решила гнуть ее до самого финала, проскакивая мимо болезненных воспоминаний о войне и фашизме. Это была тема двух людей, которые проживают свои годы вместе. День, еще день, еще месяц и снова год. Я не имела опыта семейной жизни, но мне тогда показалось, что именно отношения близких людей, мужа и жены, — это и есть то, что раскрывает всю человеческую сущность, непонятную тягу к тому, чтобы мучить и страдать, а потом примиряться и любить, чтобы вернуться через какое–то время к обвинениям и снова развязать конфликт. Мои герои в пьесе, роли которых изумительно удались актерам Людмиле Сидорович и Анатолию Коту, бились за собственное счастье, которое было уже невозможно осуществить в одиночку, но и вдвоем никак. Ворох этих протекших чайников, которые он не починил, и обещаний, которые не исполнил. Змеиный клубок его обид на то, что она становится стара и неряшлива, на то, что видела во сне не его и что потеряла носок. Среди этого сумрака редкий луч теплоты и снова противостояние. Кто–то из критиков тогда написал, что я, скорее всего, в силу юного возраста сама не понимаю, как глубока постановка, но сегодня, спустя годы я помню каждую мизансцену и, просматривая в своей памяти этот спектакль, заканчиваю фразой: «Мы с тобой сапог и его носок, невозможны друг без друга». Не два сапога — пара и не два носка. Разные по назначению, не правый и левый ботинок, а сапог и носок...

ФОТО STATIC1.SQUARESPACE.COM

Возможно ли идеальное семейное счастье? Психолог сказала, что это большая удача, получить человека, который всю жизнь будет виноват во всех твоих бедах.

— Представляешь, я отдала всю свою жизнь семье. Я хотела быть идеальной матерью и женой, у меня всегда было первое, второе, компот, дочки в косичках, муж с иголочки. Конечно, я оставила работу и не сделала карьеру, так что теперь я в полной зависимости от мужа, а у него «вторая молодость», и мне остается только надеяться, что он не бросит меня, если вдруг какая–нибудь молодуха вскружит ему голову.

— Понимаешь, он обвиняет меня в том, что я мало уделяю времени дому, а у меня бизнес. Я должна думать о работе 24 часа в сутки, я не хочу потерять фирму.

— Приходит поздно, уходит рано...

— Не поздравил с днем рождения!

— Опять на ужин пельмени.

— Растолстела!

— Недостаточно ласки.

— Детям хоть час времени в день уделяй, ты же отец!

— Опять лежишь, играешь.

Бесконечные претензии, а делать что?

ФОТО ОЛЬГИ ПАК

Психолог советует составить таблицу из четырех столбцов. В первом — какие действия меня не устраивают. Например: муж не моет посуду (очень поверхностный пример специально выбрала). Во втором — что я делаю, когда он (она) совершает эти действия. Например: ору! Третий пока пропускаем, в четвертом пишем, как бы я хотела или хотел, чтобы он или она действовали (только что–то реальное, земное). Например: мыл посуду три раза в неделю. А теперь возвращаемся к третьему столбику, думаем и записываем ответ на вопрос — как мне нужно себя вести или что предпринять, чтобы он (она) изменил поведение из первого столбика на четвертый. Например: поговорить с ним и предложить давать ему возможность не ехать к моей маме в субботу, с условием, что он моет посуду в понедельник, среду и пятницу. Или отложенные на отпуск деньги потратить на посудомоечную машину.

Принцип простой: если люди принципиально хотят быть вместе, они договариваются. Если в твоей жизни сложилась какая–то ситуация, бери всю ответственность на себя и принимай решение — что и как я могу изменить. Не будь жертвой. Договориться не удается только тем, кто не хочет быть вместе.

Но в моей постановке был забавный финал. Они жили долго и по–разному, а потом умерли в один день, потому что сапог и носок не могут друг без друга. Тогда они сняли серые плащи, в которые были одеты весь спектакль: он оказался в белом солдатском белье, а она в белоснежной сорочке, а то, что их держало вместе, — чайник. Обычный чайник, за который они ухватились, и теперь–то вспоминается, как просили друг друга в разных сценах: «Ну давай же! Вскипяти! Давай же!» И от отчаяния, что ничего нигде не кипит, унижали друг друга, выбивая искры боли, что после всей этой долгой жизни осталось единственно возможным вариантом взаимодействия, возможно, по накалу сравнимым с тем, что когда–то между ними было, но в знаке плюс. Страсть, любовь. И они умерли в один день, чайник закипел, из него пошел пар, который превратился в облака, а свист стал песней ангелов. Он и она (ах да, Герберт и Фанни!) радостно швыряли этот чайник, чтобы разлететься в разные стороны на веки вечные.

Институт семьи рано или поздно преобразуется. Когда начнут делать сапоги, которые не натирают ногу, и самодостаточные носки, в которых можно выходить и в снег, и в дождь. Это одно и то же, так что, скорее всего, и мы, мужчины и женщины, к тому времени будем выглядеть одинаково. Но не волнуйтесь, не в нашей жизни. Когда–нибудь. А нам еще есть счастье иметь рядом того, кто виноват во всех наших бедах.

sulimovna@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
Читаю статью и вспоминаю слова "когда мы были молодыми и чушь прелестную несли". Чудно читать как молодые люди, полные энергией и желаниями пытаются представить себя в старости. Не пытайтесь, не угадаете. Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные не счастливы по-своему. Аллегория вашего спектакля может существовать только в театре. В жизни так не бывает. Мое искреннее убеждение, что к психотерапевтам обращаются люди слабые. В конце концов, если вы не можете в жизни определиться, то уж врач вам точно не поможет. Если созрел для семейной жизни, надо всегда понимать, а зачем тебе это надо? Зачем ты хочешь связать свою жизнь именно с этим человеком? Борщи, драники, лежни можно кушать в ближайшем кафе. Подруг без обязательств тоже не сложно найти. А вот зачем конкретному человеку семья, он должен отдавать сам себе отчет. Ну не чайник же делить в самом деле?
АЮВ
Ибо сказано: "В браке возжелаешь мужа своего."
пенсионер, за 60, Россия
Читаю статью и вспоминаю слова "когда мы были молодыми и чушь прелестную несли". Чудно читать как молодые люди, полные энергией и желаниями пытаются представить себя в старости. Не пытайтесь, не угадаете. Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные не счастливы по-своему. Аллегория вашего спектакля может существовать только в театре. В жизни так не бывает. Мое искреннее убеждение, что к психотерапевтам обращаются люди слабые. В конце концов, если вы не можете в жизни определиться, то уж врач вам точно не поможет. Если созрел для семейной жизни, надо всегда понимать, а зачем тебе это надо? Зачем ты хочешь связать свою жизнь именно с этим человеком? Борщи, драники, лежни можно кушать в ближайшем кафе. Подруг без обязательств тоже не сложно найти. А вот зачем конкретному человеку семья, он должен отдавать сам себе отчет. Ну не чайник же делить в самом деле?
Христианка веры Евангельской (белоруска издалека) (((( «пенсионеру, за 60, Россия!»

Уважаемый  пенсионер из России! Вот Вы тут вопрошая говорите: «Зачем ты хочешь связать свою жизнь именно с этим человеком? Борщи, драники, лежни можно кушать в ближайшем кафе. Подруг без обязательств тоже не сложно найти. А вот зачем конкретному человеку семья, он должен отдавать сам себе отчет. Ну не чайник же делить в самом деле?...»   А я вот попробую ответить Вам словами из Святого Писания: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа…» (Еф.5:30-33) Ну или   вот скажем ещё: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть…» (Быт.2:22-24)  «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем…» (Еккл.9:9)

пенсионер, за 60, Россия
Христианка веры Евангельской (белоруска издалека) (((( «пенсионеру, за 60, Россия!», автор ставит вопрос не только для узкого круга православных, она пытается понять, что есть брак для Человека. Причем, без разницы, православного, католика, мусульманина, атеиста. Православному ничего не мешает прилепляться к двум, трем, пяти женам по очереди. Что движет таким человеком? Я сомневаюсь, что желание создать семью, или, как пишете, стать одной плотью. Вам, конечно, трудно понять, что такое подвиг во имя любимой, а в нашей семье такое было. Мой прадед, богатый купец, имевший завод, изгнал моего дедушку из дома и лишил наследства только из-за того, что тот отказался жениться на той, которую привели родители, а женился на бедной, с простой родословной. На голом месте, мои бабушка и дедушка начали свою жизнь и сохранили верность и любовь к друг другу через все революции и войны. Шестерых детей подняли и без миллионов прадеда. Тот, кстати, в 1917 году всего лишился и умер в нищете. А вы в дела людские божественное причисляете. Опуститесь на землю. Вот у иудеев принято подбирать пару родителям. Они поступали так всегда, поступают и сейчас. Наверное, внешне это все благопристойно. А хотели бы вы вот так же прислониться к человеку, запах пота которого был бы непереносим? ( это признание сотрудницы, сейчас она проживает в Израиле). Наверное нет, хотя в святом писании об этом ничего не говорится.
ТАК, за 50, РБ
Понравилось, как и всё этого автора
Александр,53,Бобруйск
.........потому,что сапог и носок не могут жить друг без друга............ Татьяна.это  Вы про гей-браки,что-ли!?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?