Если бы не минусовая арифметика...

— Это решение продиктовано самой жизнью, — считает генеральный директор холдинга Николай Чепиков. — Оборудование, которым оснащены современные молочнотоварные фермы, должно работать бесперебойно: корову надо обязательно подоить несколько раз в день, причем качественно. За умным оборудованием следят штатные специалисты хозяйств. Но ведь случаются и непредвиденные поломки, истекают сроки действия тех или иных деталей молокопроводов. А до завода-изготовителя, многие из которых находятся в дальнем зарубежье, хозяйствам добраться непросто. К тому же на это потребуется немало времени и сил.

На базе предприятий могилевского холдинга ОАО «Агромашсервис» создано 5 зональных сервисных центров по техническому обслуживанию доильных залов

— Это решение продиктовано самой жизнью, — считает генеральный директор холдинга Николай Чепиков. — Оборудование, которым оснащены современные молочнотоварные фермы, должно работать бесперебойно: корову надо обязательно подоить несколько раз в день, причем качественно. За умным оборудованием следят штатные специалисты хозяйств. Но ведь случаются и непредвиденные поломки, истекают сроки действия тех или иных деталей молокопроводов. А до завода-изготовителя, многие из которых находятся в дальнем зарубежье, хозяйствам добраться непросто. К тому же на это потребуется немало времени и сил.

Первым на Могилевщине освоил тонкости новой услуги Горецкий сервисный центр, открытый на базе райагропромтехники два года назад. Предприятие отремонтировало одно из помещений, закупило необходимые детали и запчасти. В лизинг приобрели три машины-«газели», которые, по сути, являются передвижной технической «скорой помощью». Как и в обычную «неотложку», в центр позвонить можно в любое время и быть уверенным: сигнал бедствия без внимания не останется!

Сегодня зональные сервисные центры открыты также на базе ОАО «Глусский РАПТС», «Климовичская ПМК «Сельспецмонтаж», «Агропромналадка», «Шкловский агросервис».

Чтобы создать нужный запас комплектующих, специалистам холдинга и центров пришлось связаться со всеми предприятиями-изготовителями, в том числе и из дальнего зарубежья, пройти обучение в организованных на их базе семинарах-тренингах. А потом полученными знаниями поделиться с местными операторами и техниками, которые следят за работой доильных установок. Дополнительная учеба еще никому не помешала. Да и — что скрывать! — уровень подготовки персонала, обслуживающего технику нового поколения, в хозяйствах пока оставляет желать лучшего.

— Если проблема решаема на месте, значит, и устраняется оперативно — в передвижной мастерской для этого есть все, что нужно. А в случае необходимости оборудование можно отремонтировать в сервисном центре, — продолжает Николай Чепиков. — Сегодня в зоне обслуживания каждого из них около тридцати доильных залов, причем не только в своих районах. Горецкий сервисный центр, к примеру, отвечает за работу оборудования как в своем, так и в Мстиславском, Дрибинском районах.

Один из доильных залов — на молочнотоварной ферме ГП «Совхоз им. Кирова» Дрибинского района — специалисты Горецкой райагропромтехники восстановили практически заново. Если металлическая основа установленного там в 2002 году оборудования еще вполне могла прослужить не один десяток лет, то электроника — вещь капризная и недолговечная. Поэтому, решили специалисты, к модернизации надо подойти творчески, обновив на ферме, рассчитанной на 400 коров, только те узлы и детали, которые требуют замены. С этим фронтом работ, рассказал начальник отдела комплектации холдинга ОАО «Агромашсервис» Александр Бельский, справились всего за две недели. И себе доказали, что сервисным центрам задания любой сложности по плечу, и хозяйству деньги сэкономили. Ведь полная замена доильного оборудования стоит в несколько раз дороже ремонта!

— Конечно, — рассуждает Александр Бельский, — любую поломку или сбой лучше предотвратить, потому в пакет услуг, как правило, входит и постоянный мониторинг техники. Насколько частота пульсации, величина вакуума соответствует требуемым техническим параметрам, полностью ли выдаивается корова — от этого и сортность конечного продукта зависит, и здоровье животного.

Сегодня в Могилевской области насчитывается 127 молочнотоварных ферм, на которых установлены 143 доильных зала. Этот список постоянно пополняется. Правда, договоры на обслуживание с сервисными центрами заключили не все хозяйства. Часть сельхозпредприятий пока пользуется правом обязательной двухлетней гарантии фирмы-производителя, установившей оборудование, а некоторые и вовсе предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Но со временем, уверен Николай Чепиков, большинство хозяйств все равно поймут выгоду централизованного обслуживания.

— Мы работаем по расценкам, утвержденным Могилевским облсельхозпродом, — пояснил Николай Федорович. — Стоимость нормированного часа обслуживания у нас минимальная. В каждом центре она своя, с учетом размеров зоны обслуживания. Например, в тех же Горках нормо-час без НДС стоит около 23 тысяч рублей. Тогда как аналогичные услуги сервисных центров западных фирм-производителей — от 70 тысяч рублей и выше. К тому же куда дешевле закупить комплект деталей на весь регион, чем каждому хозяйству в отдельности! Замена же узлов и деталей доильного оборудования требуется постоянно. К примеру, сосковая резина изнашивается примерно через полгода работы. Шланги и прочие резинотехнические изделия тоже имеют свой срок эксплуатации. Только на такой плановый ремонт хозяйствам приходится раскошелиться более чем на 2 миллиона рублей. Но, с другой стороны, все это продлевает и сроки жизни самого оборудования.

Говоря о цене вопроса, нельзя не сказать, что сервисным центрам области сегодня нередко свои услуги приходится оказывать в долг. Из 776 миллионов рублей, которые им должны хозяйства за полученную помощь и поставленные детали, пока возвращает только около 120 миллионов рублей. Остальное обещают отдать попозже.

— Такая минусовая арифметика мешает нам развивать эту сферу услуг, — признался генеральный директор холдинга. — Ведь чтобы она была качественной и полноценной, должен быть постоянный запас необходимых деталей. А для их закупки, разумеется, нужны средства.

— Сервисные центры позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее. Доильное, холодильное оборудования на фермах, как и любая другая автоматика, постоянно совершенствуются, их обслуживание требует специальных знаний, причем зачастую специалистов узкой квалификации, — продолжает Николай Чепиков. — Отрадно, что возглавляют их творческие, неравнодушные руководители сервисных центров, которые сформировали свои команды, готовые даже в нестандартной ситуации принять грамотное и оперативное решение.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter