Историк из Быхова хочет проложить туристический маршрут к местам сакральных валунов

Если бы камни могли говорить

Наши предки верили: сакральные изваяния способны “расти”, “слышать чужую боль” и исцелять от недугов. На территории Быховского района древних культовых камней, которым поклонялись еще в XVIII веке, — целая россыпь. Среди них есть уникальные, которых больше нигде в стране не встретишь. Вот только пока видят их лишь избранные — историки, исследователи. Должно ли так быть?
Историк Сергей Жижиян признается: “Надмогильные жернова — редкость для нашей страны — хранят немало тайн”.

Простому путешественнику культо­вые камни не отыскать. Рас­сре­до­то­ченные по погостам, лесам и полям, они долгие годы были преданы забвению. Одних не пощадили люди, других — время. Но более сотни еще “живы”. Во многом благодаря директору Быховского районного историко-краеведческого музея Сергею Жижияну. Открыв для себя эту неизведанную страницу истории родного края, Сергей Филиппович даже диссертацию на эту тему стал писать:

Культовые каменные изваяния — малоизученные памятники археологии и этнографии Быховщины. Хотя первым исследователем, который обратил на них внимание, был известный краевед, историк и философ Евдоким Романов, в 1898 году обнаруживший такой камень у деревни Трилесино Быховского района. Впоследствии об изваянии в форме креста упоминали и другие краеведы. Сохранилось даже его фото. Но сам камень, увы, затерялся. Много лет мы полагали, что он был варварски уничтожен в 1980-е годы. И лишь совсем недавно я отыскал часть того, что от него осталось.

Этот осколок прошлого сегодня экспонируется в местном краеведческом музее. Как и каменный крест XVIII века, обнаруженный у села Гута. Сергей Филиппович признается:

— Камни представляют интерес не только для историков, но и для туристов. Поскольку окутаны тайнами, многие из которых не разгаданы по сей день. Пока подобные находки не раскручены, не распиарены. И известно о них не так уж много. Но даже та информация, что собрана по крупицам, самобытна и интересна.

Каменные изваяния разной формы и величины — всего больше сотни — Жижиян отыскал на кладбищах деревень Восточное, Глухи, Людков, Кучин, Ямное, Вьюн. В Восточном, к примеру, их 34. Целый каменный некрополь — кресты из красного и бордового гранита. В Кучине в центре старого погоста сохранился очень колоритный валун-исполин с отчетливым рисунком на метровой поверхности. С одной стороны — это кресты: в круге и голгофский. С другой — рельефная фигура. Кому и когда этот памятник поставили, никто из кучинских сельчан сказать не берется.

Камни-надгробия у села Глухи появились еще в XVIII веке.

Камень у села Ямное оброс легендами.
Фото Сергея Жижияна

А вот старожилы из села Ямное про свой валун-исполин высотой под 3 метра рассказать могут многое. По одной из легенд, передаваемых из поколения в поколение, камень вырос на месте, где когда-то стояла церковь: “Урочище у деревни потому и назвали Церковищем, что однажды наши предки, возвращаясь в воскресенье из Быхова в Ямное, обнаружили на месте храма, мимо которого проходили еще утром, болото, из которого доносился колокольный звон”. А вот какую историю поведала жившая когда-то в этих краях Мария Новикова:

Я ее в детстве не раз слышала от бабушки Галины Викторовны. Еще до революции появился в нашем селе черный монах. Кто он, откуда пришел — никто не знал. Потому как был этот человек нелюдим, поселился на отшибе. Зла не делал, но и добром не отличался. Мужики решили разведать, чем занимается пришлый, проследили за ним. И выяснили — ходит монах к камню на Церковище и прямо на нем молится. А вот что случилось с чужаком, когда при коммунизме начались гонения на верующих, не известно.

Валун-исполин у села Кучин очень колоритный.

В быховском музее хранятся два культовых каменных изваяния: осколок креста, найденного в 1898 году у деревни Трилесино известным этнографом Евдокимом Романовым, и каменный крест XVIII века, обнаруженный у села Гута.
Фото Ольги Кисляк

Загадок вокруг камня немало — он окутан мистикой. А вот камни на кладбище у села Глухи примечательны не надписями. А тем, что сделаны из материала, не характерного для этого региона. Один — черный, блестящий, похожий на шунгит. Два — из песчаника и по форме здорово смахивают на сталактиты. На одном из изваяний есть дата — “1756 год”. До недавнего времени считалось — это самое древнее культовое изваяние на Быховщине. Пока не “всплыла” новая находка: на сельском погосте деревни Вьюн, что километрах в 18 от Быхова, надмогильные камни в виде жерновов:

— Все три каменных изваяния сохранились довольно неплохо. А главное — это очень интересный материал для историков, ведь этнографических исследований на эту тему фактически не было. А изучать есть что. Во-первых, непонятно, почему два жернова установлены горизонтально, а один — вертикально. Может, по особому хоронили мужчин и женщин? Второй вопрос — почему вообще на могилах использовались жернова. Может, здесь покоятся семьи мельников? 

На сельском кладбище села встречаются и другие каменные древние надгробия — из белого и красного гранита. У Жижияна есть идея: создать своеобразную “каменную карту” района, а в будущем — свод памятников культовых изваяний всей Могилевщины. Чтобы любой человек мог увидеть камни, которым есть что рассказать. А заодно подпитаться той магической энергией, которую им издавна приписывают.


Мнение

Тамара Семенова, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома:

На Быховщине немало памятников истории и архитектуры: замок, синагога, монастырь в Барколабово, графская усадьба Толстых в Грудиновке. Плюс — памятники археологии: курганы, городища, селища; природы — каскад криниц, гиганты дубы и сосны. Но мы хотим развивать туристическую инфраструктуру района и подумываем о создании собственного, быховского “Стоунхенджа” или экскурсионного маршрута — к древним культовым изваяниям. Культовые каменные изваяния — не просто часть ландшафта. Появление необычных камней наши предки “объясняли” деятельностью богатырей или чертей, способностью камней “расти”, окаменением людей или животных, падением с неба и прочими мифами — чаще культового характера. В эпоху славянского язычества им давали имена: Даждьбог, Велес, Перун. Позднее в названиях стали проступать христианские наслоения: Божий Камень, След Богородицы. Некоторые валуны величали “скарбавікамі” — верили, что под ними спрятан клад. Им несли дары (аброк, ахвяру, даніну) — телят, овец, лен, хлеб, мед, вино, деньги. А рядом строили часовни и церкви. Являясь частью ландшафта, камни и валуны издавна вошли не только в материальную, но и в духовную культуру белорусского народа. В ряде мест поклонение им сохранилось до наших дней.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter