Чем отличается экономика самого западного и самого восточного районов страны

Если бы Каменец мог говорить

В новом путешествии по регионам мы побывали в самой западной и самой восточной точках нашей страны. Оба райцентра очень древние: Каменец известен с XIV, а Хотимск — с XV века. Оба из-за близости границ повидали десятки войн. Один до сих пор угрожающе смотрит на окрестности через бойницы единственной в наших краях башни-донжона. Другой хорошо помнит победный прорыв танков в 1944-м. Но вот экономически эти города и ближайшие к ним территории развивались совсем по-разному.

Если бы Каменец мог говорить

Сначала кажется, что город совсем старый, будто застывший где-то между столетиями. Каменецкая башня, наверное, до сих пор самое высокое здание в районе, не считая церкви на горе. Но город принципиально отличается от многих райцентров тем, что там работает много мелких предпринимателей. Хотя крупной промышленности и нет, но зато несколько предприятий обеспечивают людей работой. Проблема лишь в логистике: железная дорога расположена достаточно далеко.

Когда-то Каменецкая башня была грозным оружием обороны. Сейчас это всего лишь самое высокое здание в городе.

Основа  экономики — частники

В Брестской области Каменец — один из лучших по экономическим показателям. Но район все-таки аграрный — там работает 11 сельхозпредприятий, 5 из которых — с долей государства. Все заточено на переработку местного и привозного сырья. Половину аграрного сектора занимает ОАО «Беловежский». Это огромный свинокомплекс на 116 тысяч голов. Там есть свое производство и заготовка кормов. Работает, по сути, это хозяйство автономно.

ООО «Агропродукт», крупнейший в стране переработчик семян масличных культур — рапса, подсолнечника и сои. Еще два предприятия — «Беловежские сыры» и «Каменецкий сыродельный завод» (филиал «Савушкина продукта») — производят твердые сыры. А потому у остальных хозяйств в основном молочное направление. Но председатель райисполкома Валентин Зайчук говорит, что своих ферм в районе не хватает, чтобы полностью загрузить мощности двух заводов:

Валентин ЗАЙЧУК.
— Чтобы их обеспечить сырьем, мы должны давать где-то 400 тонн молока. Максимально получалось 330 тонн. Поэтому отрасль будем еще развивать, чтобы полностью закрыть вопрос.

В районе, кстати, один из самых низких показателей безработицы в области — всего 0,4 %. При этом на семь десятков местных безработных приходится больше 200 вакансий. Требуются зоотехники, ветврачи, слесари, наладчики оборудования и прочие специалисты. Сложность в том, что свободных рабочих рук с такой специализацией не хватает. Но руководитель района не считает, что это проблема:

— Кто захочет, тот и в Бресте работу найдет. А кто-то, наоборот, к нам на работу из областного центра ездит. Квалифицированного главного бухгалтера, например, проще найти в областном центре. А на наших предприятиях зарплаты не сильно отличаются. Могут люди у нас и больше тысячи рублей зарабатывать. Сегодня все мобильно.

Правда, у всех такой зарплаты, по словам Валентина Зайчука, пока быть не может, ведь 76% занятых в районе трудятся в сельхозпроизводстве и на бюджетных местах.

Многие из числа тех, кто был недоволен уровнем своей зарплаты, пошли в бизнес. Сейчас таких в районе около 600 человек. Цифра остается более-менее постоянной уже несколько лет, ведь если кто-то и закрывается, то на его место быстро приходит еще один ИП. Заместитель председателя райисполкома Николай Антончик считает, что это нормально: не каждому дано заниматься бизнесом. Зато в районе фиксируют приятную для себя тенденцию: если еще несколько лет назад основу местного предпринимательства составляли торговцы, то теперь доли равные — производство, услуги и торговля занимают примерно по трети. В деловом сообществе этого не могли не заметить. Каменецкий район два года назад даже получил от Республиканской конфедерации предпринимательства звание лучшего района страны для развития бизнеса.

Молодежь возвращается

Мнение же людей района о своей жизни неоднозначное. В основном говорят, что сам городок замечательный. Но молодежь в нем себя не всегда находит и частенько уезжает в Брест. Многие возвращаются и работают. Даже учителя, врачи.

К примеру, Валентина Васильевна, которая всю жизнь проработала в Каменецкой гимназии, а теперь на пенсии продает сувениры от белорусских ремесленников на аллее неподалеку от Каменецкой башни, говорит, что часто встречает своих бывших учеников, которые приезжают обратно в город после окончания вуза. Строят, по ее словам, и жилье тут для них. Хотя новых квадратных метров можно было бы возводить и побольше.

Валентина Васильевна хорошо знает историю города и рассказывает, что здесь когда-то было много евреев, процветали торговля и ремесленничество. А река Лесная была полноводной и широкой.

Нужны туристы, терминал и комбайны

На территории Каменецкого района расположены более 60 агроусадьб и Национальный парк «Беловежская пуща», но и этого недостаточно для развития туризма. Гости все стекаются либо в Беловежскую пущу, либо едут в Брест. В итоге Каменец на обслуживании приезжих не зарабатывает столько, сколько мог бы. К примеру, есть отличная объездная дорога вдоль Национального парка. Уже не раз проводили аукционы для инвесторов, чтобы они на площадках вдоль дороги развивали сервис. Но пока результатов нет.

Еще один способ получить деньги в местный бюджет — восстановить старый терминал на границе с Польшей в городе Высокое. Николай Антончик утверждает, что если железная дорога подставит плечо в этом проекте, то сюда уже готовы прийти серьезные инвесторы:

Николай АНТОНЧИК.
— Нам необходимо возобновление транспортного сообщения с Польшей. В 1990-е годы все было запущено. Товарами ведь Брест перегружен сейчас. Там же есть у нас узкая колея от Высокого до Черемха на польской стороне. Но когда-то здесь у нас был очень высокий грузооборот.

Еще одна серьезная проблема, которая может очень скоро ударить по району, — старение зерноуборочного парка: 76% машин здесь старше семи лет. Заменить нужно 45 комбайнов, но как это сделать, Валентин Зайчук пока не знает:

— Старые схемы не работают. Нужно что-то новое. «Промагролизинг» не хочет давать технику, если были неплатежи. Но это же сельское хозяйство — доходы просчитать сложно, разные годы бывают. Тут много денег было, там — мало. А они хотят, чтобы хозяйства им безукоризненно платили. Если не могут хозяйства взять технику, значит, надо ее как-то удешевлять.

Председатель райисполкома предлагает, например, открыть льготное кредитование через Белагропромбанк. Но пока что ниже 12% годовых там предложить не могут, а это слишком много. В лизинг ведь технику и вовсе можно под 2,5% годовых взять на 7 лет, но ее не дают.

Каменецкий район в цифрах:

Население — 35,3 тысячи человек

Средняя зарплата — 676 рублей

Безработица — 0,4%

Алексей  ЖЕМЧУЖНИКОВ



Восставший из трепела

Когда-то в Хотимском районе не просто кипели страсти. Зачастую здесь решался ход истории. Но с энтузиазмом поднявшийся на знаменитое антифеодальное восстание 1740 года под призывы Василя Ващилы повет теперь являет собой полное умиротворение. В небольшом городском поселке есть сразу две православные церкви, парк развлечений. На праздники люди со всей округи и даже из соседних районов приезжают, чтобы сходить в храм или покатать детей на каруселях.

Хотимск — небольшой уютный город.

Тяжело без логистики


Идиллию нарушает лишь то, что в районе, кроме льнозавода, нет крупных промышленных предприятий. А потому с работой проблемы. Хотя картина примерно такая же, как и везде по стране: много вакансий на квалифицированную работу — врачи, зоотехники и прочие, но жители района ищут что-нибудь другое. Некоторые уезжают за длинным рублем в Россию. Неудивительно, ведь от Хотимска до Минска — 430 километров, до Могилева — 200, а до областных центров страны-соседки и то ближе: 150 километров до Брянска да 180 — до Смоленска.

Однако заместитель председателя Хотимского райисполкома Андрей Даниленко видит главный недостаток территории не только в удаленности от областного центра и столицы, но и в отсутствии железной дороги:

Андрей ДАНИЛЕНКО.
— Поэтому о развитии какой-то промышленности что раньше, что сейчас говорить не приходится. Есть, конечно, льготы для предприятий, предпринимателей, но и это их сюда не привлекает. Нужна хорошая логистика, а этого у нас нет. Поэтому из промышленных организаций у нас, по сути, только льнозавод. Но он же и самое стабильное в районе предприятие. Хотя и модернизации на нем не было, но работает лучше многих других подобных производств.

Так что Хотимский район в основном сельскохозяйственный. Удельный вес выручки от реализации продукции сельского хозяйства составляет 50,4% от общей суммы. Но и в этом есть трудности. Очень низкий балл почвы по сравнению с другими районами страны. Потому и урожайность низкая. Кроме того, в сельском хозяйстве ощущается жесткая проблема с кадрами. Не хватает не только специалистов, но и руководителей.

Тяжело также найти деньги на новую технику для хозяйств. Если, скажем, у ОАО «Бабушкино подворье» есть подпитка от могилевской «Бабушкиной крынки», то остальным приходится справляться самим.

Последняя надежда

У Хотимска есть перспективы экономического развития, связывают их в первую очередь с добычей трепела. Это полезное ископаемое, месторождение которого на территории района является самым большим в Европе. Уже сейчас зарегистрированы четыре предприятия, которые хотят производить продукцию из этого сырья. Движется все медленно, но в исполкоме надеются, что в итоге земные сокровища хорошо помогут развиться экономике района.

Трепел — активная гидравлическая добавка, которая используется при производстве портландцемента. В сухом и молотом виде трепел может быть использован в составе сухих строительных смесей в качестве активного микронаполнителя. Делают из этого ископаемого еще и кормовые добавки, а нефтяники используют трепел, который является природным абсорбентом, для ликвидации последствий от разлива нефти.

Пока что зарегистрированные предприятия работают с Институтом животноводства Академии наук, имеют свои разработки. Но сбыт пока идет туго. Андрей Даниленко объясняет это так:

— У хозяйств нет денег. А бизнесмены хотят, чтобы им все платили сразу. Корм с этой добавкой востребован. Вот и ищут тех, кто может заплатить, но таких сейчас мало.

С экспортом тоже есть определенные проблемы — нужны сертификаты. Да и в России уже есть подобные производства, и «подвинуть» их тяжело.

Жители города любят покататься на колесе обозрения.

Держат должностями

А еще надежду возлагают в районе на развитие туризма и детского оздоровления. Инвесторам предлагают создавать детские лагеря на базе старых неиспользуемых деревенских школ.

Мелкое предпринимательство, к сожалению, тоже не может вытянуть регион. Если кто чем и занимается, то в основном торговлей, реже — услугами. И совсем нет производственных инициатив. Разве что несколько фермеров, которые неплохо работают и, по словам Андрея Даниленко, по меркам района зарабатывают. А так частники занимают лишь 20% экономики района.

Есть у Хотимска и другие сложности. Например, приходится удерживать молодежь. Но это тяжело, и количество населения постоянно уменьшается. Вчерашние студенты охотнее уезжают жить в Могилев, Минск и даже в соседние Костюковичи — там есть цементный завод:

— Мы пытаемся с этим бороться. Но многих не удается удержать. Хотя и должности им предлагаем, жилье. Я сам здесь остался когда-то. Хотелось себя попробовать, родители тут рядом. И подумал: детей все-таки растить лучше в регионе, чем в крупном городе.

Но так или иначе, молодых не хватает, чтобы перенять опыт от нынешних работников. Например, большинство механизаторов уже в возрасте. Если они уйдут, то заменить их будет некем. Ведь с наскока за руль комбайна не сядешь — нужен опыт.

Карьеры, откуда добывают трепел, быстро превращаются в небольшие озера.

Тот самый трепел.

Вот и пожилая жительница Хотимска Валентина говорит, что дочь у нее живет в Костюковичах — там получше с трудоустройством и с зарплатами. А двое сыновей работают в России. Младший насовсем там остался. Старший приезжает периодически. И так, поясняет Валентина, происходит во многих семьях.

В парке развлечений, который построили здесь еще в 1985 году, говорят, что когда папы возвращаются с заработков, то сразу видно — детей на всех каруселях катают.

Валентина уверена, что без появления новых производств экономике района будет только хуже:

— Раньше был Хотимский маслосырзавод, так его закрыли. Когда-то кирпичное производство было, но и оно оказалось почему-то ненужным. За кирпичом, по молодости помню, машины из России стояли в очереди. Тут у нас сырье для него было хорошее — кирпич из нашей глины получался крепкий. В общем, раньше здесь было больше предприятий и жилось лучше. Но я очень люблю этот городок, когда-то переехала сюда из Украины. Пусть бы появились новые производства — и люди заживут тогда лучше.

Хотимский район в цифрах:

Население — 11 тысяч человек

Средняя зарплата —  520 рублей

Безработица – 0,9%

Владислав КУЛЕЦКИЙ

kuletski@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter