Пыль от дороги доставляет неудобства жителям деревни Белыничского района. Можно ли решить проблему?

Если без шума и пыли, то... с асфальтом

Деревня Большой Трилесин Белыничского района — неподалеку от магистрали М-4 Минск — Могилев. Подъезд к ней асфальтирован, а вот в самом населенном пункте дороги песчано-гравийные. Это и доставляет неудобства сельчанам. Те жалуются на пыль после проезжающих машин. Василий Макарович Маньковский, который и обратился в издательский дом «Беларусь сегодня», в телефонном разговоре просил помочь разобраться с проблемой: «Участок дороги в 741 метр, проходящей по деревне, из пылеватого песка. В жаркую погоду просто невозможно дышать. К нам выезжали санслужбы разных уровней, замеры которых показали: содержание пыли превышает допустимые значения. Помогите решить вопрос с обустройством качественного покрытия». Корреспондент «СГ» выехала на место.

От машин нет продыху

В Большом Трилесине 40 домо­владений. Некоторые сельчане живут здесь постоянно, другие используют участки как дачи. Заходим в первый от поворота дом на улице Центральной. Нас встречает Мария Лужкова. Мария Федоровна жила в Могилеве, сейчас обосновалась в родительском доме. По поводу дороги говорит следующее:

— Честно признаюсь: от пыли задыхаемся. Можете посмотреть: на улице стоят ведра, пройдет машина — на воде пыль. Уже стала убирать их в хату. Колонка своя, но, когда пропадает свет, пользуюсь колодцем. А он на дороге, соответственно, на крышке тоже пыль. Ходят большегрузные машины, если сенаж возят, так целый день курсируют взад-вперед. Не хочется даже бурьян срезать, он хоть как-то защищает. Окна не можем открыть!

Мария Федоровна выросла в Большом Трилесине, поэтому и интересуюсь: какая дорога была раньше?

— Да такая же. Но такой пыли не было. А сейчас «погладят» проезжую часть, бульдозер взад-вперед пустят, он «шкребет» покрытие.

Соседка Марии Лужковой — Валентина Митлашевская. Ее смущает больше не пыль, а вода, которая идет на огород. Дорожное полотно выше участка, поэтому в случае дождя вся вода у нее. Лет 30 назад дорога была на одном уровне с участком.

Валентина Митлашевская.

— А потом сделали подсыпку, и хата наша стала ниже, — объясняет она. — Таскала камни, укладывала, постоянно должна что-то придумывать, чтобы хоть как-то защититься от воды.

Николай Зорочкин на той же Центральной поддерживает мнение сельчан:

— Начнут сейчас возить кукурузу, еще что. Здесь рядом ферма, а вокруг поля. Да и машины ездят быстро, люди спешат на дачи. Раньше дорога была грунтовая. Еще во времена Советского Союза собирались пустить через деревню автобус, делали места для остановок, но дальше процесс не пошел. Потом высыпку сделали — и на этом все. Было, смыло немного дорогу, так недавно снова подсыпали и расширили чуть.

— Какой видите выход из ситуации? — интересуюсь.

Николай Зорочкин.

— Асфальтное покрытие, — включается в диалог еще один сельчанин Сергей Морозов. — Тут по сути 600 метров сделать… Сейчас ДРСУ подсыпало проезд, а так было все размыто. Живем, как на Кавказе, местность неровная. Поэтому ее размывает. А интенсивность движения больше, чем эта дорога может выдержать. Постоянные пыль, шум. Мы не жалуемся — факт есть факт. Форточку не откроешь.

Проблему жители деревни пытаются решить второй год. Василий Маньковский, у которого в Большом Трилесине родительский дом (в нем живет родная сестра), обращался в различные инстанции. Ответы получал из рай- и облисполкома, от дорожных служб, иных министерств и ведомств, обращался в Белыничский районный центр гигиены и эпидемиологии, областной и республиканский центры. Заключение санслужб: превышение пылевидных частиц имеется. «А ведь это наше здоровье, право на охрану которого гарантируется Конституцией. Разве это не основание, чтобы положить нам асфальт?» — задается вопросом Василий Макарович.

Сезонная тема

В районе проблемный вопрос знают, он на постоянном контроле. Заместитель председателя Белыничского райисполкома Максим Стукалов, который выезжал с нами в деревню, поясняет:

Заместитель председателя Белыничского райисполкома Максим Стукалов.

— Проблема носит сезонный характер. Когда устанавливается теплая погода и нет дождей, после следования транспорта и образуется пыль. Однако районные комиссии, куда входили различные службы, в том числе Госавтоинспекция, неоднократно проводили мониторинги на данном участке. Они показали, что движение по деревне малоинтенсивное. Тем не менее ГАИ предписала обслуживающей организации — филиалу «Могилевоблдорстрой» ДРСУ № 170 — установить на въездах в деревню знак ограничения скорости до 40 километров в час, чтобы уменьшить образование пыли.

К слову, за полтора часа, которые мы находились в Большом Трилесине, по деревне проехало девять машин, из них одна — большегруз. Но по строительным нормам для такого типа покрытия интенсивность движения должна составлять до 500 единиц в сутки. Не 10, не 20 и даже не 50...

Белыничский райисполком, ДРСУ № 170 направляли ходатайства о рассмотрении включения участка в программу асфальтирования на 2022 год. Она была сформирована, но дорога туда не попала. Предпочтение отдали критическим участкам, более масштабным и серьезным проблемам. В этом году, к примеру, положили асфальт на улице Михайловской в Белыничах, которая ведет сразу к нескольким деревням, а также к свинокомплексу. Есть проблемный участок Светиловичи — Лебедянка — Борок. В этом году дорожники дошли до 10-го километра из 16. В следующем году работа будет продолжена. Что касается Большого Трилесина, деревня с таким покрытием в районе, понятно, не единственная. Из 487 километров дорожной сети лишь 203 — с усовершенствованным покрытием. Остальные — без асфальта.

Взять Запольский сельсовет. В его составе 28 населенных пунктов, из них только три частично заасфальтированы. В остальных деревнях, поясняет председатель сельсовета Светлана Волчкова, песчано-гравийные и грунтовые покрытия:

— В этом году лето сухое, поэтому людям было не совсем комфортно. Особенно когда ходит сельхозтехника. Сама живу на улице без асфальта. Но деревни у нас малонаселенные, поэтому действительно асфальт нецелесообразен. К тому же такое курсирование техники носит сезонный характер. Поступали устные жалобы от сельчан, на сельских сходах эти вопросы обсуждали. Однако качественное покрытие — большие деньги, поэтому люди относятся к ситуации с пониманием.

К чему приехали?

Какие существуют варианты развития событий? За ответами отправляемся в КУП «Могилевоблдорстрой», на балансе которого и находится дорога Н-10025. Для начала разберемся, какие же участки попадают в программу дорожных работ. В подпрограмме «Местные автомобильные дороги» программы «Дороги Беларуси» на 2021 — 2025 годы четко прописано, что при формировании перечней объектов текущего и капитального ремонта, возведения и реконструкции местных автомобильных дорог должны учитываться их фактическое технико-эксплуатационное состояние, интенсивность движения, обеспечение транспортных связей районных центров между собой, подъездов от них к агрогородкам, от центров сельсоветов к усадьбам сельхозорганизаций, от агрогородков к сельским населенным пунктам.

Алгоритм таков: ДРСУ районов направляют предложения в «Могилевобл­дорстрой», который, исходя из финансирования, отдает предпочтение критическим участкам. На 2023 год общая сумма финансирования дорожных работ составляет в регионе 51,7 миллиона рублей. Из них на содержание дорог — 20,3 миллиона, текущий ремонт — 29,8 миллиона, капитальный — 0,7 миллиона. С учетом нынешних растущих цен на материалы и выделяемой суммы в будущем году в Могилевской области текущему ремонту подлежит 124 километра дорог. Опять-таки, с изменением стоимости материалов это не окончательная цифра. Но посчитаем грубо: эту протяженность делим на 22 района. Итог: на каждый из них выходит всего 5,6 километра. Понятно, что тот же Белыничский район, как и другие, выберет участки, по которым курсируют школьные автобусы, общественный транспорт — словом, более значимые. Однако деление между районами, повторюсь, неравномерное.

Едем дальше. В области, приводит цифры генеральный директор «Могилевоблдорстроя» Сергей Лукашков, на балансе организации более 10,5 тысячи километров дорог. Из них около 4 тысяч — асфальтобетонные, примерно по 3 тысячи — гравийные и грунтовые.

— При всем желании все дороги в один момент не заасфальтируешь, — говорит Сергей Васильевич. — Ситуация Большого Трилесина не единична. Судите сами: проезды в населенных пунктах с гравийным и грунтовым покрытием в общей сложности составляют 1500 километров. Сюда входит и 741 метр дороги Большого Трилесина. Вывод, подтвержденный фактом: подобных деревень десятки, если не сотни. И понятно, что будем отдавать предпочтение тем участкам, где есть угроза безопасности движения, активно использующимся дорогам.

Подходим к решению задачи. Ориентировочная стоимость прокладки асфальта в текущих ценах в Большом Трилесине составляет 270 тысяч рублей! Есть и другой вариант покрытия — смесь песка и гравия. Но цена работ тоже высока: в пределах 200 тысяч рублей. К тому же гравийное покрытие из щебеночных смесей проблему не решит. Все равно на участке будет пыль. Избавить людей от пыли может только асфальт. Но исходя из приведенной выше калькуляции, к сожалению, пока на эту дорогу средств нет...

bizyk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter