Ветеринар из могилевского ОАО «Полыковичи» выкупила старых спортивных лошадей и продлила им жизнь

Еще скрипит потертое седло

Гараж у родителей Дарьи Беркос в деревне Николаевка Могилевского района предназначался для новой машины. Но вместо иномарки в переделанном под конюшню гараже теперь стоит парочка спортивных лошадей на пенсии. Она кандидат в мастера спорта по конному троеборью, а скакунов после завершения их спортивной карьеры девушка выкупила и теперь о них заботится. Дарья работает ветеринаром в местном ОАО «Полыковичи», а любовь к лошадям разделяют ее супруг, родители и сестра. Такое вот семейное хобби.

Фото из личного архива Дарьи ­БЕРКОС

Все началось с конного спорта — в седло Дарья Беркос села в десять лет. Выиграв республиканские соревнования, девушка ушла из большого спорта. На лошади буденновской породы Цивите начинала осваивать верховую езду, а с англо-тракененским мерином Аметистом выступала на соревнованиях. Именно эту парочку три года назад в центре по конному спорту собирались отправить на пенсию. А если точнее, то на мясокомбинат. Такова участь спортивных лошадей. Дарья вспоминает, что ее желание взять опеку над старыми четвероногими друзьями поддержала вся семья:

— Родители не пропустили ни одного моего соревнования, всегда болели за меня, знали, как я привязана к лошадям. Моя младшая сестра тоже занимается конным спортом, она мастер спорта. Кстати, мой супруг тоже кандидат в мастера спорта, мы вместе учились в ветеринарной академии. Итак, мы выкупили Аметиста и Цивиту, и теперь они на заслуженном отдыхе. А они его заслужили, я считаю. Сколько радости они принесли юным спортсменам! Аметист был очень выносливым, с удовольствием преодолевал высокие барьеры, никогда не подводил на соревнованиях.

А Цивита спокойная, на ней катались дети и любители верховой езды, которые приходили на манеж.

Митя и Цыпа (так теперь по-домашнему зовут Аметиста и Цивиту в семье Дарьи) — лучшие друзья. Хотя поначалу были опасения, что парочка не уживется вместе. В конном манеже старая лошадь чувствовала себя главной, а вот Аметист частенько получал от нее трепку. Первой в дом к Дарье в деревню Николаевка переехала Цыпа, и людям долго пришлось доказывать лошади свои благие намерения. 

— Сначала она была в шоке, ведь четверть века Цивита прожила в конюшне в окружении лошадей, — вспоминает Дарья. — Она буквально кричала, пыталась вырваться, и мне приходилось водить ее повидаться с сородичами. Пару месяцев спустя мы выкупили и Аметиста. И они вопреки нашим опасениям сдружились. Сейчас, если я поведу на прогулку одного, а второго оставлю в конюшне, он поднимет крик на всю деревню!

Выкупить лошадей и отвести им апартаменты — это полдела. Нужно еще кормить и лечить их. Полтонны сена в месяц, овес, комбикорм. А учитывая возраст подопечных — без малого тридцатник, — болячек у них много, как у стариков. Но дружба — превыше всего, считает Дарья:

— Как-то у Мити прихватило почки. Я ставила ему капельницы и уколы. Он исхудал, как скелет, лежал, ничего не ел, даже более опытные коллеги-ветврачи советовали его усыпить. Была зима, морозы, а я ночевала с ним в конюшне, папа включал газовую горелку. И Аметист поправился. Бывает, приходит детвора покататься. Когда веду лошадей на прогулку, односельчане спрашивают: «А можно ли распахать огород?» Говорю, лошади спортивные, они не знают, что такое плуг. И люди недоумевают: «А что вы тогда с ними делаете?»

Имея большой опыт лечения лошадей, Дарья не растерялась, придя на отработку после окончания Витебской государственной академии ветеринарной медицины в ОАО «Полыковичи». Ее зона ответственности — ферма на 270 голов. Девушка считает, что для закрепления молодому специалисту важны несколько факторов:

— Первое — это отношение руководства. Мне повезло, главный ветврач Людмила Дресвянская — профессионал своего дела, всегда готова поддержать, дать совет. Каждый день у меня на ферме отел — никаких проблем. На мне ответственность и за сохранность телят, и чтобы в молоке антибиотиков не было, а это значит, что я должна контролировать, чтобы буренки на лечении стояли отдельно от дойного стада. Хотелось бы, чтобы были более комфортные условия труда, потому что пока туалет на улице, а на самой ферме холодновато. Что касается зарплаты, она у меня могла быть выше, если бы взяла в нагрузку еще одну ферму. Но у меня еще лошади и стажировка в ветеринарной клинике. 

Дарья уверена, что, пока у молодого специалиста есть возможность, нужно учиться, развивать компетенции, наращивать профессиональный потенциал. В свое время она прошла стажировку в Москве в самой крупной клинике по лечению лошадей. Хороший специалист применение себе найдет всегда. Особенно когда считает свое дело призванием. 

e.kukshynskaya@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter