Еще раз про безнал и неисправный терминал

К концу 2015 года доля «безнала» в розничном товарообороте должна составить не менее 50%

К концу 2015 года доля «безнала» в розничном товарообороте должна составить не менее 50%
До конца года во всех городах  предприятия торговли и сервиса — юридические лица и индивидуальные предприниматели — обязаны обеспечить прием к оплате банковских карточек. Покупатель уже сейчас при желании может рассчитаться через терминалы почти во всех магазинах, ресторанах, кафе, бистро и прочих общепитовских заведениях, кроме пунктов разносной торговли, магазинов потребкооперации с одним продавцом и школьных столовых. Бытовка тоже должна привести расчеты с получателями своих услуг в соответствие с постановлением Совета Министров Беларуси и Национального банка, кроме сельских предприятий с количеством не более трех работников в смену. 

На заправках, автосервисах и стоянках, в пассажирских кассах, пунктах подключения сотовой и электросвязи, на почте, в гостиницах, санаториях, медучреждениях, аптеках и даже в казино также можно будет смело рассчитывать на свою кредитку, как и в туристических и риелторских агентствах. Таксист в ночное время не сошлется на то, что нет сдачи, ведь электронное устройство снимет денег ровно столько, сколько «нащелкает» счетчик. Словом, хапуга или недобросовестный предприниматель не сможет увильнуть от налогов, потому что меньше наличности останется для серых схем. 

Пластик продолжает наступать. Через полтора года возможность применения банковской карточки должны обеспечить объекты торговли и сервиса на всей территории страны. 

Конечно, потребитель только «за». Он только против принудительного навязывания форм оплаты. Пришлось наблюдать, как в одном из столичных отделений Беларусбанка пожилая женщина, стоя у окошка кассира, долго упрашивала того, чтобы у нее приняли коммунальные платежи наличными деньгами. Ее карточка вдруг дала сбой, лишив возможности заплатить за электричество и квартиру. В один день, как известно, это неисправное платежное средство не поменяешь, придется ждать и потом платить еще и пеню. Но банковский работник с непреклонным упорством отправляла клиентку к инфокиоску. Вероятнее всего, и у нее не было возможности помочь. В некоторых отделениях банков оплатить услуги мобильной связи у операторов тоже невозможно — только в инфокиосках.

По обеспеченности банковским пластиком экономически активной части населения Беларусь приближается к показателям развитых стран — на каждого работающего белоруса приходится более двух платежных карт. На начало 2013 года в Беларуси их эмитировано 10,4 миллиона, с 2014-го 3 платежные системы обслуживали 11,8 миллиона таких «кошельков». На 1 июля 2015 года насчитывается около 12,3 миллиона. Доля безналичных операций составила 75,4 процента по количеству и 30,4 процента по сумме. А вот по развитию сопутствующей инфраструктуры мы пока находимся на нижней границе международных социальных стандартов.

Наверно, каждый уже сталкивался с ситуацией, когда в каком-нибудь супермаркете не работала система приема платежей через терминалы. В часы пик продолжительная неисправность и вовсе может привести к торговому параличу.

Отдельный разговор о пожилых людях и сельчанах. К вам обращались за помощью у банкоматов? Ко мне неоднажды. Сельмаги не смогут часто пользоваться дорогим приобретением в виде специального оборудования, если желающих расплатиться по безналу будет немного. Вместе с тем для пенсионеров, да и других жителей из глубинки получение карточки — процедура с поездкой в лучшем случае в ближайший агрогородок, поэтому им проще совершать покупки по старинке. Представьте стариков, которые будут просить ввести пин-код местную продавщицу. У нас, конечно, в деревне все друг друга знают и видят, словно рентген, но кто-то из работников прилавка может соблазниться и обмануть при расчете покупателя, не соблюдающего элементарную безопасность.  

Взаимоотношения банков и торговых сетей, а в скором времени и других клиентов в вопросе эквайринга, как называется предоставляемая услуга, тоже трудно назвать безоблачными. При этом торговцы сейчас считают, что кредитным организациям следует быть более лояльными по отношению к своим партнерам в тарификации и более оперативными в обслуживании. Очевидно, что розница идет на установку POS-терминалов в принудительном порядке, раз потребовалось совместное постановление Правительства и Нацбанка. Хотя статистика утверждает: клиент с пластиковой картой более «раскован» в тратах и далеко не так скрупулезно считает деньги, как покупатель, рассчитывающийся наличными. По некоторым оценкам, сумма среднего чека при расчете кредиткой на 15—40 процентов выше.

Может, и не стоит быть впереди планеты всей, когда неудобно так называемым держателям этих платежных средств, да и тем, кто принимает безнал через терминал. Например, в Италии на почте, в киосках по продаже сигарет рассчитываются только бумажными купюрами. Так выгоднее мелким торговцам, потому что приобретение и обслуживание устройства непосильно при их оборотах. Зато там в каждой электричке по QR-коду считают со смартфона электронный билет. В любой стране есть свои особенности. 

Но, как бы там ни было, находить общий язык предприятиям торговли  с банками придется — к концу 2015 года доля «безнала» в розничном товарообороте должна составить не менее 50 процентов.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?