Еще раз об «эликсире бессмертия»

Проблема стволовых клеток (СК) не перестает будоражить умы как дилетантов, так и специалистов — биологов, медиков

Проблема стволовых клеток (СК) не перестает будоражить умы как дилетантов, так и специалистов — биологов, медиков

Может, и вправду уже разработан (но держится в тайне) новый способ лечения и даже полного восстановления жизненно важных органов, пораженных ранее неизлечимыми заболеваниями: инфарктом миокарда, тяжелыми травматическими повреждениями спинного и головного мозга и др.? По газетам кочует перечень болезней человека, якобы поддающихся лечению по технологии СК. Увы, серьезных оснований для подобных утверждений пока нет, хотя, судя по материалам ряда международных форумов, научным публикациям, отдельные успехи в этой сфере имеются. Однако еще слабо изучены механизмы, по которым СК превращаются в клетки, из которых построены органы и ткани.

Что же собой представляют стволовые клетки? Это неспециализированные клетки — «родоначальницы» всех клеток организма. СК характеризуются своим фенотипом, т.е. типичными свойствами, строением (морфологией), наличием белков (маркеров) и конкретной функцией (например, сокращением, способностью передавать сигналы или выделять секреты — биологически активные соединения, белки и т.д.). Отличительная особенность СК — их способность к многократному размножению (самовоспроизведению). Различают два класса стволовых клеток: эмбриональные СК и СК взрослого организма.

Откуда они берутся? После оплодотворения сперматозоидом яйцеклетка проходит ряд стадий симметричного деления. Через 24 — 25 часов она делится впервые, образуя двуклеточный зародыш (эмбрион). После трех суток эмбрион состоит уже из 8 клеток, достигает стадии морулы. На 5–е сутки морула превращается в шаровидную структуру — бластоцисту, которая внедряется в стенку матки. Внутри бластоцисты содержится 40 — 50 однотипных эмбриональных стволовых клеток. На более поздних стадиях СК дифференцируются.

Конечно, эмбриональные стволовые клетки заслуживают особого внимания. Они обладают высокой и стабильной способностью к размножению и могут культивироваться в пробирке годами, выдерживая до 300 (у человека) и даже до 420 (у мышей) пассажей (пересевов). Такая способность эмбриональных СК важна при получении биомассы, достаточной для приготовления трансплантатов. Но как заставить клетки дифференцироваться в нужном направлении? Крайне сложно получить их в чистом виде, добиться устойчивого размножения, т.е. клонирования, без потери биологических свойств.

Теперь — о взрослых СК, которые есть в любой ткани, но в крайне малых количествах (одна СК на несколько миллионов обычных клеток). Они тоже сохраняют способность к размножению, организм «залечивает» ими мелкие дефекты. Выделить взрослую стволовую клетку из ткани, а потом ее размножить чрезвычайно трудно.

Есть еще один вид СК, который чаще всего используется для так называемой стволовой терапии. Речь о клетках костного мозга, в нем также содержатся клетки — предшественники форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов и др. Эти клетки называются гемопоэтическими СК. При лечении с помощью СК, о которых шумит пресса, в лучшем случае использовались гемопоэтические клетки, а в худшем — клеточный материал, полученный при абортах, пуповинная кровь или вообще любой клеточный материал, выдаваемый за СК. Особенно популярным стало использование «стволовых клеток» в косметологии, их введение в кожу лица «устраняет» морщины, дефекты кожи и т.д. Появилось много различных фирм (в частности, в России), работающих со стволовыми клетками. Бульварная пресса пестрит сообщениями о чудесных результатах — и ни слова о том, что нередко лечение не удается или даже состояние больного ухудшается. К сожалению, нет еще нормативной базы, регламентирующей деятельность подобных фирм и использование клеточных технологий в медицине. В западных странах законодательство развивается параллельно с научными исследованиями, поэтому там шарлатанов в практической медицине нет. За лечение больной платит большие деньги, а врач несет юридическую ответственность: спрос и предложение сбалансированы.

Иные подходы в науке. В статье «С эликсиром бессмертия придется повременить» («СБ», 18.01.2006 г.) приведен случай с корейским ученым, подтасовавшим результаты исследований с СК. Факт, конечно, удручающий. Но вряд ли это приостановит прогресс в данной области — он неизбежен и будет определяться не шарлатанами от науки, которые, крутясь вокруг проблемы, пытаются выдать желаемое за действительное. Совсем недавно московский профессор А.С.Брюховецкий опубликовал чрезвычайно интересные данные об успешном использовании СК при лечении травм спинного мозга. Ему удалось из слизистой носа выделить и клонировать взрослые СК нервной ткани. Затем в виде коктейля (состав которого представляет собой «ноу–хау») клеточный материал был введен в поврежденные зоны спинного мозга. В результате у парализованных больных наблюдалось частичное восстановление функций, контролируемых спинным мозгом. Если это действительно так, то можно говорить о революционном результате (ученый уже докладывал о нем на симпозиуме в Гонконге).

Большое внимание проблеме использования СК в лечебной практике уделяется на Западе. Там на это выделяются весьма большие средства. Например, в рамках 6–й рамочной научной программы Евросоюза выполняется несколько многомиллионных интегральных проектов по СК, объединивших ведущих европейских ученых. Там подтасовки результатов в принципе исключены: ученые дорожат репутацией, результаты проверяются коллегами. Эта информация вселяет надежду. Пройдет совсем немного времени, и мы, несомненно, станем свидетелями больших открытий в этой области.

 

ВОЛОТОВСКИЙ Игорь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter