Об экономике рассуждают все

Еще раз о ясности

Об экономике рассуждают все. Я не имею в виду обыденный вариант, когда обсуждают расходы и доходы, сколько что стоит и сколько кто зарабатывает. Все это укладывается в содержание так называемой американской пословицы: «О чем бы ни говорили два американца, в результате они будут обсуждать вопрос о деньгах».

Я обращаюсь к более научной трактовке — обсуждению даже бабушками у подъезда проблем девальвации, мирового экономического кризиса и даже вопросов типа глобализации. Как–никак, «МакДональдс» совсем рядом, да и нравится это заведение быстрого питания внукам, а иностранные автомобили, препятствующие передвижению людей во всех дворах, поминаются очень часто не самым лучшим словом. В этой ситуации многие журналисты и даже считающие себя экспертами, обозревателями берут на вооружение и легко, как им кажется, жонглируют терминами типа «социально–экономическая турбулентность», делают интригующие выводы вроде «милости просим в нестабильность» и т.д.

С другой стороны, появляются и оппоненты, у которых данные материалы вызывают ожидаемое неудовлетворение. Ведь на самом деле сильно еще в нашем обществе представление, выраженное одним из видных партийных деятелей прошлого века, что «стабильность — залог успеха». Но мы это уже проходили. Большая часть наших людей еще помнит ситуацию такой стабильности, которая почти незаметно трансформировалась в экономический застой, дефицит товаров, кумовство и т.д. В таком случае, когда стабильность далеко не универсальное решение проблемы, мне представляется необходимым обратиться к современной науке и... искусству.

Совсем недавно прошел юбилей известного советского и российского композитора Евгения Крылатова. «Листая» телевизионные каналы, я остановился на передаче, посвященной этому юбилею. По–видимому, затронула песня на стихи Евгения Евтушенко «Сережка ольховая». Там есть такие слова: «Сережка ольховая легкая, будто пуховая, но сдунешь ее, все окажется в мире не так» — которые, как мне кажется, сегодня особенно актуальны и, что самое печальное, подтверждаются трагическими событиями и у наших соседей, и в столице Пятой республики. Почти убежден, что Евгений Евтушенко не изучал современную теорию самоорганизации сложных систем, именуемую также синергетикой, которую мы читаем студентам в Академии управления. Слова поэта, как говорится, — от бога. А наша задача — с научных позиций, включая синергетику, подготовить будущих руководителей к работе, когда доминантой должна служить устойчивость развития и предприятия, и государства.

Такая устойчивость в системе мировых связей (все в современном глобальном мире взаимосвязано) из–за объективной неоднозначности и непредсказуемости поведения окружения (многие проблемы созданы не у нас и не нами) допускает естественные колебания, трактуемые в обиходе как пугающие нестабильность и хаос. Еще раз подчеркну, в синергетической системе, к которой относится большинство наших организаций и все государства, важно допускать внутреннюю подвижность и гибкость для обеспечения устойчивости развития всей системы. Часто поясняю студентам, что это приблизительно как на кардиограмме — колебания значительно предпочтительнее прямой, а изменения в системе должны быть управляемыми. Причем эти изменения должны осуществляться компетентными руководителями, занимающимися своим постоянным развитием.

Об этом вновь очень красиво сказал Евгений Евтушенко в тех же стихах: «Когда изменяемся мы, изменяется мир, яснеет душа, переменами не озлобимая...» Так что вместо «брошенных» предсказаний в некоторых информационных ресурсах нестабильности и хаоса нашему государству все–таки хочется добавить к пожеланиям «ясности души» поэта и ясности ума «доброжелателям».

Советская Белоруссия № 16 (24646). Среда, 28 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter