Еще раз о любви

Разоблачение «валентинок»
Разоблачение «валентинок»

Елея было пролито предостаточно. А теперь давайте поговорим серьезно. День святого Валентина — это тотальная распродажа залежалых товаров. Как, вы еще не купили подарок своей второй половинке? Может быть, с вами и вовсе до сих пор не случилось главного события жизни? Тогда вы лишний на этом празднике потребления. И пока миллиарды жителей планеты Земля будут счастливо предаваться потребительской вакханалии, ваш удел — тихо сидеть в углу и злиться на себя. Потому что вы — лузер или лузерша брачного рынка...

Кажется, что я немного перегибаю палку, описывая суть происходящего сегодня? Но давайте на пару минут отбросим сладкий «морок», не дающий возможности увидеть реальное положение дел, и попытаемся понять, что же такое романтическая любовь сегодня.

Исследователи феномена романтической любви утверждают, что его история берет свое начало лишь в XVIII веке и возникает одновременно с появлением семьи буржуазного типа и индивидуального выбора романтического партнера, без сговора родителей и участия свах. Романтическая любовь согласно тезису американского социолога Рэндала Коллинза возникает в процессе переговоров индивидов на брачном рынке. Британский ученый Энтони Гидденс, анализируя изменения, которым подвергаются отношения партнеров в приватной сфере за последние три века, приходит к выводу, что романтическая любовь связана с колонизацией будущего и конструированием собственной идентичности. То есть в идее любви заложено представление о счастливом себе в паре с кем–то. Гидденс упоминает, что большинство феминистских теоретиков трактуют феномен романтической любви как патриархатный проект, призванный мотивировать женщин стремиться к выполнению недостижимых мечтаний. Недостижимых потому, что брак, к которому должны приводить поиск «второй половинки» и возникновение романтической любви между партнерами, не гарантирует полного удовлетворения ввиду существования двойных стандартов для женщин и мужчин в сфере сексуальности, воспроизводства и общественного производства.

Французский философ–марксист Луи Альтюссер говорит о том, что мы рождаемся в язык, который является главным инструментом идеологии. Идеология же заставляет принимать гендерные и социальные роли как естественные и непреложные. Известный психоаналитик Нэнси Чодороу считает, что «к тому времени, когда индивидуум достаточно созрел для какого–либо выбора, не говоря о таком фундаментальном, как выбор социополовых ролей, он уже наделен половым самосознанием».

Таким образом, можно сказать, что романтическая любовь является социально–сконструированным феноменом, стимулирующим к определенному выбору организации приватной сферы — поиску партнера — как важнейшему способу обретения удовлетворения и защищенности. Каждый взрослый человек осознает, что повседневность в паре с кем–то сильно отличается от медийного образа счастливой любви. И все равно каждый наивно стремится к недостижимому...

Одной из главных способностей глобального капитализма является превращение любой, даже самой некоммерческой идеи в товар. Поэтому совершенно естественно, что рынок подхватил на щит идею романтической любви как эпицентра полнейшего человеческого счастья. С детства заполненное картинками из фильмов о любви наше бессознательное откликается на картинки из новых фильмов о любви. В результате, как пишет Виктор Пелевин, «одна телепередача разговаривает с другой телепередачей» и наши собственные потребности давно уступили место навязанным желаниям. Цель разговора этих двух телепередач — потребление. Потому что в конечном итоге двое нашедших друг друга, взявшись за руки, идут в магазин. Любовь — это главная торговая марка сегодня. Глобальное потребление не прощает одиночек. Сбивайтесь в пары и любите друг друга. Магазины ждут вас.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter