В Купаловском театре прошла премьера "Земля Эльзы"

Еще раз о любви

На Камерной сцене в Национальном академическом театре имени Я.Купалы прошла премьера мелодрамы «Земля Эльзы» по пьесе известного российского драматурга Ярославы Пулинович в постановке молодого режиссера Елены Ганум. Ганум уже работала на этой сцене и ставила яркий и трагикомичный спектакль «Шабаны» по роману Альгерда Бахаревича. В некоторых сценах новый спектакль продолжает эстетическую линию «Шабанов»: то же осуждение обывательской среды, узких мещанских интересов, жирные сатирические мазки, где–то доведенные до гротеска... Провинциальная среда во всей своей беспощадности. Роман двух пожилых людей Эльзы Александровны (Наталья Кочеткова) и Василия Игнатовича (Николай Кириченко) переполошил всех — и родственников, и окружение. Подруги и соседки главной героини выглядят исключительно «башковитыми курицами» словно из новелл итальянского абсурдиста Луиджи Малербы и иногда действительно форменным образом принимаются кудахтать. Признанные мастерицы комедийного жанра купаловской мастерской духа, такие как Ольга Нефедова, тоже играют наотмашь. Нефедова воплощает тут невестку Изабеллу, совершенно кустодиевский типаж, но в душе хамку, прибравшую к рукам слабохарактерного сына Василия Игнатовича Виктора (Михаил Зуй), скромно пытающегося найти компромисс... Молодежь, когда старики объявляют им о своей свадьбе, сразу прикидывает, сколько какой недвижимости и кому причитается. Во всем видят только тайный умысел и выгоду. А старики мечтают продать свои дома и квартиры и уехать в солнечную Европу. Василий Игнатович — пенсионер, в прошлом учитель географии, который, как и многие педагоги советского периода, «дальше Дубровки нигде и не был».


Вообще, от «Земли Эльзы» все время ждешь какого–то интеллектуального подвоха, но нет — вся история протекает в повествовательном бытовом ключе и больше напоминает средний сериал для дневного кинопоказа. Как и большинство рассказов о любви людей элегантного возраста, этот в какой–то момент становится скучным. Заранее понятно, что не плескаться старичкам на Лазурном берегу, не возлежать в шезлонгах. Генетический код не позволит, состав крови у них не располагает к гедонистическому образу жизни. Когда в роду сплошь репрессированные да убиенные, сложно повернуть вектор судьбы в противоположную сторону.

Получилась этакая добротная мелодрама, как и «Юбилей ювелира», и многие подобные истории. От «Продлись, продлись очарованье» с Ией Савиной и Олегом Ефремовым до «Предлагаю руку и сердце» со Светланой Немоляевой и Николаем Гринько. И там, и в купаловском спектакле — пожилые люди, стремящиеся к счастью, сталкиваются с равнодушными, черствыми детьми. Только остается удивляться: как у таких ранимых, тонких родителей вырастают столь циничные отпрыски? Кому–то из высоколобых интеллектуалов, если вдруг забредут таковые на этот спектакль, померещится и тень «Дома улыбок» Марко Феррери.

Беспроигрышный ход со стороны драматурга — написать пьесу для пожилых актеров с центральной женской ролью. Зрелые актеры годами сидят в труппах без ролей, превращаясь с призраков, духов кулис, становятся головной болью для худруков. А тут вдруг такой подарок! Что с точки зрения эстетики, развития театрального языка приносит «Земля Эльзы»? Про такие пьесы хорошо сказал драматург Александр Миндадзе. На вопрос «Что вас больше всего раздражает?» — он ответил: «В искусстве меня огорчает такое доброе, в меру ироническое направление — типа давайте все любить друг друга, — сделанное так, будто двадцатого века вообще не было. Не стучит в виски его ужас, а в грудь — его пепел. Не было формальных исканий, страшных заблуждений, взлетов его не было — ничего: вот только что автор съехал с гор на льдине, льдина эта под ним растаяла, он слегка огорчен и по этому поводу рефлексирует. Такая доброта и легкость меня раздражают...»

Наталья Кочеткова и Николай Кириченко «съехали на льдине» легко и мастерски, кажется, что практически без усилий, играют подробно и трогательно. Непременно нужно смотреть и состав, в котором заявлены Владимир Роговцов, Зинаида Зубкова, Елена Сидорова. Тогда в «Земле Эльзы» непременно обнаружатся новые «полезные ископаемые».

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter