Кто, как не монахи, знают, что такое труд поста…
В Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре я разговаривала о посте с одной из насельниц обители. Инокиня Ольга до прихода в обитель работала фармацевтом. Она и здесь несет послушание медработника и помогает всем, кто нуждается в ее помощи.
— Сейчас идет Рождественский пост. Наверное, нам, мирским людям, в отличие от тех, кто посвятил всю жизнь молитве и воздержанию, трудно до конца понять, что такое настоящий пост…
— Что такое пост на самом деле? Это очищение не только тела, но и души. Пост — это жертва ради Христа. Посмотрите, как раньше постились святые: в их житиях очень часто говорится, что, например, после захода солнца они вкушали лишь стакан воды и несколько сухариков. Преподобный Серафим Саровский всю жизнь питался снытью и скудной пищей. Представьте, если на нас сейчас наложить такой подвиг? Мы духовно и телесно слабы, поэтому от нас требуется всего лишь маленькая жертва…
— А почему помимо больших постов и особых дней принято поститься в среду и пятницу?
— В среду вспоминается предательство Иуды, а в пятницу распяли Господа. Поэтому и принято соблюдать посты в эти дни. Некоторые святые в среду и пятницу вообще не вкушали пищи, только святую воду и просфорочку.
— Живя в «коммунальном раю», можем ли мы понять, что значит «плоть немощна, а дух бодр»?
— Чтобы победить плотские страсти, святые носили на себе вериги, спали на камнях. В нашей обители хранятся вериги, которые носила под одеждой святая Евфросиния. Она жила в храме, где не было отопления… У нас условия другие, более благоприятные. Поэтому нельзя сказать, что пост — это тяжело. Поститься мы должны радостно. Ради Христа и ради себя. Ведь цель нашей жизни — войти в Царство Небесное.
— Вы — медик. Несколько слов о посте с точки зрения медицины…
— Пост для здоровья очень полезен. Ведь он очищает организм. Когда человек поститься, все органы работают без напряжения. И пища становится лекарством.
Вы только представьте, сколько тратится денег на лекарственные препараты! А это же химия… Мы один орган лечим, а другие калечим. Так что от поста очень много пользы, и с медицинской точки зрения он только одобрения заслуживает. Конечно, поститься нужно в пределах разумного, чтобы были в рационе и калий, и кальций, и другие полезные вещества. Не все, наверное, знают, что белок из растительной пищи куда легче усваивается. Например, сердцу животный белок гораздо тяжелее принять, чем растительный. Поэтому и с медицинской точки зрения, и с духовной пост — это лекарство.
— Еще философы древности говорили, что все любят поваров, которые потворствуют прихотям, и не любят врачей, которые рекомендуют воздержание. Но потом все-таки приходят к врачам…
— Правильно. Воздержание всем полезно. Сам Господь Иисус Христос постился. Но разве можно сравнить то время и наше? Наш пост — изобилие и разнообразие постных блюд…
А между тем еда — не самое главное. Пост очищает душу! Поэтому время Рождественского поста — это не только период, когда мы воздерживаемся от пищи животного происхождения, но и время, когда мы вырабатываем в себе добродетель терпения и неосуждения ближних, стараемся не делать дурных дел, храним себя с особым усердием от греха…
--------------------------------------
Правда жизни
На исповеди бабушка говорит священнику о том, что она в пост съела немного колбасы. Батюшка спросил, как называлась эта колбаса и где бабушка ее купила.
Старушка все чистосердечно рассказала.
— Бабушка, — сказал батюшка, — вы не грешница, а мученица.
--------------------------------------
В тему
«Удивительная вещь, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти…»