В настоящее время среди субъектов предпринимательской деятельности и в средствах массовой информации зачастую проявляется негативная позиция в отношении отдельных мер государственного регулирования производства, оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, введенных Декретом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 года № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Декрет № 11) и рядом других норм законодательных актов.
Серьезную озабоченность индивидуальных предпринимателей по-прежнему вызывает введенный в конце 2005 года запрет производить, экспортировать импортную, хранить (как вид предпринимательской деятельности) непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, торговать ими.
Действительно, такой запрет был введен названным декретом, вступившим в силу с 16 декабря 2005 года. Это обусловлено необходимостью усиления государственного контроля за производством, оборотом непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Под действие декрета попала непищевая спиртосодержащая продукция, включая перечень товаров, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября
Учитывая установленные нормы и правила осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в данной сфере, сложности в переоформлении документов на право ее осуществления и в связи с обращениями индивидуальных предпринимателей главой государства было принято решение (Декрет от 16 декабря
Весной 2006 года Министерством торговли проведен мониторинг рынка парфюмерно-косметической продукции, на основании которого правительством принято решение о необходимости корректировки отдельных норм Декрета N№ 11 в части, касающейся мер государственного регулирования оборота непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
В соответствии с поручениями правительства подготовлен и в настоящее время рассматривается в Администрации Президента проект Декрета Президента «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября
Разрешение индивидуальным предпринимателям осуществлять импорт и розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 литра (массой не более 1 килограмма). По-прежнему им запрещается оптовая торговля данными товарами. При этом к индивидуальным предпринимателям-импортерам применяются меры государственного регулирования, аналогичные мерам, применяемым к юридическим лицам:
лицензирование;
декларирование объемов ввоза;
внесение денежных средств в республиканский бюджет при приобретении контрольных знаков;
маркировка контрольными знаками сопроводительных документов;
сопровождение подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел или военизированной охраной Белорусской железной дороги ввозимой на таможенную территорию Беларуси с таможенной территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года непищевой спиртосодержащей продукции.
В связи с разрешением индивидуальным предпринимателям ввозить непищевую спиртосодержащую продукцию, расфасованную в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 литра, в проекте предусмотрено, что лицензии на импорт этой продукции будет выдавать Министерство торговли в соответствии с законодательством о внешнеторговой деятельности по ввозу отдельных товаров. Здесь следует отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время Указом Президента от 14 сентября
Учитывая сжатые сроки принятия проекта Декрета и нормативных правовых актов в его развитие, а также численность работающих на рынке индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в настоящее время реализацию непищевой спиртосодержащей продукции (их численность составляет около 4,5 тысячи), проектом Декрета предусматривается разрешить индивидуальным предпринимателям до 1 апреля
Проектом Декрета предусмотрены изменения, позволяющие денежные средства, внесенные в республиканский бюджет авансом при ввозе на таможенную территорию Беларуси с таможенной территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, непищевой спиртосодержащей продукции, не только засчитывать в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, но и возвращать их плательщику.
Также Министерством по налогам и сборам подготовлен проект постановления Совета Министров, в соответствии с которым будут снижены размеры денежных средств, подлежащие внесению в виде аванса в республиканский бюджет.
В целях упрощения ввоза и перемещения непищевой спиртосодержащей продукции с таможенной территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года в Декрет N№ 11 вносятся изменения, в соответствии с которыми обязательному сопровождению будет подлежать не вся непищевая спиртосодержащая продукция и непищевой этиловый спирт, а только включенная в перечень товаров, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту, к которым применяется обязательное сопровождение. Проектом Декрета предусмотрено, что указанный перечень будет утвержден Советом Министров по согласованию с Президентом, в него предлагается не включать парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии.
Проектом Декрета изменяются определения терминов «непищевая спиртосодержащая продукция» и «непищевой этиловый спирт». Парфюмерно-косметические средства включены в термин «непищевая спиртосодержащая продукция» вне зависимости от содержания объемной доли этилового спирта. Согласно действующей редакции Декрета N№ 11, парфюмерно-косметические средства в зависимости от объемной доли этилового спирта относятся либо к непищевой спиртосодержащей продукции, либо к непищевому этиловому спирту.
Для осуществления розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией индивидуальным предпринимателям потребуется специальное разрешение (лицензия) на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, составляющими работами и услугами которой является розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией. В настоящее время Министерством торговли ведется работа над внесением изменений в постановление Совета Министров от 2 ноября
По вопросам квотирования спиртосодержащей парфюмерии необходимо заметить, что действующим Декретом N№ 11 предусмотрено квотирование парфюмерии с объемной долей этилового спирта более 80 %, т.е. парфюмерно-косметической продукции, относящейся к непищевому этиловому спирту. Однако проектом Декрета, как уже отмечалось выше, изменяются определения терминов «непищевая спиртосодержащая продукция» и «непищевой этиловый спирт». В результате вносимых изменений вся парфюмерно-косметическая продукция будет относиться к непищевой спиртосодержащей продукции и автоматически перестает подпадать под квотирование.
Обсуждая принятые государством меры, следует понимать, что они направлены не столько на спиртосодержащую парфюмерию, сколько на совокупность спиртосодержащей продукции, в которую также включены товары бытовой химии, дезинфицирующие средства, антисептические лекарственные и ветеринарные средства и др.
По мнению индивидуальных предпринимателей, которое неоднократно высказывалось как на заседаниях рабочей группы по подготовке предложений для разрешения проблемных вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей при Минэкономики, так и в отдельных средствах массовой информации, условия, устанавливаемые проектом Декрета, практически невыполнимы по причине отсутствия сопроводительных документов.
Во-первых, в отношении импорта непищевой спиртосодержащей продукции проектом Декрета устанавливаются почти одинаковые условия как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей. Отличие только в том, что юридические лица имеют право оптовой торговли и хранения (как вида предпринимательской деятельности) и обязанность ежемесячно представить балансы производства и импорта алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Во-вторых, Указом Президента от 18 июня 2005 года N№ 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» установлен особый порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, в том числе ввозящих товары из Российской Федерации. При этом данный указ не регулирует вопросы, связанные с лицензированием импорта непищевой спиртосодержащей продукции и маркировкой сопроводительных документов.
В-третьих, предприниматели, ввозящие парфюмерно-косметические товары из дальнего зарубежья, при осуществлении ими таможенного оформления товара уплачивают таможенные платежи в полном объеме, в том числе и НДС, в общеустановленном порядке.
Предприниматели, уплачивающие НДС в фиксированной сумме по ввезенным на территорию Беларуси из Российской Федерации товарам, при розничной торговле которыми уплачивается единый налог, в случае отсутствия пакета документов на эти товары (договора, товаросопроводительного документа, счета-фактуры) явно находятся в неравном, а иногда и более выгодном положении (налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме исчисляется как двукратная сумма причитающегося к уплате единого налога). Соответственно индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДС в фиксированной сумме по ввезенным на территорию Беларуси из Российской Федерации товарам, так негативно относятся к требованию проекта Декрета о маркировке товаросопроводительного документа контрольными знаками.
Однако следует иметь в виду, что маркировка товаросопроводительных документов контрольными знаками не затрагивает вопросы изменения порядка налогообложения предпринимателей — плательщиков единого налога. Исходя из норм проекта Декрета, маркировке будут подлежать товаросопроводительные документы на ввозимую продукцию, и, следовательно, сохранится порядок уплаты единого налога и налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукции, так как отсутствует полный пакет документов.
Возвращаясь к введенным Декретом N№ 11 мерам государственного регулирования производства, оборота непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, следует отметить, что в аналогичном порядке происходит усиление государственного контроля в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» реализация спиртосодержащей косметической и парфюмерной продукции должна осуществляться при наличии соответствующей лицензии. По данным российских СМИ, стоимость лицензии составляет порядка 250 тысяч российских рублей, что в 20 раз превышает суммарные расходы субъектов предпринимательской деятельности Беларуси на приобретение лицензий на розничную торговлю и импорт товаров. Кроме того, в Российской Федерации активно обсуждается вопрос о введении госмонополии на алкоголь и фиксированных минимальных розничных цен, а также введение акцизов на этиловый спирт, используемый для производства спиртосодержащей продукции (прежде всего парфюмерной и медицинской).
Василий БОЛСУН, заместитель начальника Главного управления организации контрольной деятельности — начальник Управления контроля за подакцизными товарами МНС,
Владимир МУКВИЧ, заместитель начальника Управления контроля за подакцизными товарами МНС