Ежегодно в садах Беларуси от раковых заболеваний погибает от 7 до 15 процентов деревьев

Еще одна преграда раку

Ежегодно в садах Беларуси от раковых заболеваний погибает от 7% до 15% деревьев. Это, безусловно, увеличивает затраты по уходу за насаждениями, снижает урожай и ухудшает качество фруктов. Чаще всего плодовые культуры болеют обыкновенным (или европейским) и черным раком. Причиной тому — морозобоины коры вследствие возвратных заморозков, солнечные ожоги и повреждения грызунами. В результате на деревьях образуются открытые раны, через которые и происходит заражение.

Бактериальный рак оставляет на стволах и скелетных ветвях вдавленные розово–коричневые пятна. Больная древесина становится коричневой, мягкой, влажной и со своеобразным миндальным запахом. При европейском раке ранней весной вокруг раны обнажается сердцевина. В одних случаях (при открытой форме болезни) глубокие язвы не зарастают и морщинятся по краям. В других — опухоли почти полностью смыкаются, образуя наросты.



Многие садоводы–любители уверены, что лучшее средство от рака — выкорчевка. Но если дерево молодое (до 5 лет) или очень редкий сорт, то не спешите браться за топор. Растению еще можно помочь. Так считает заведующая отраслевой лабораторией лакокрасочных материалов ГНУ «Институт общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси» кандидат технических наук Елена Шинкарева. Она постоянно экспериментирует с различными вариантами замазок, ищет ту, что покажет наилучший результат. Ведь лечить нужно не только трещины, образующиеся при резких перепадах температуры, участки обожженной солнцем коры и морозобоины, но и дупла, и даже травмы, которые мы наносим деревьям прививками.

В садоводстве (как в частном, так и в промышленном) с давних времен используют различные садовые замазки (или вары), защищающие деревья от насекомых, грибков и бактерий. Многие поколения садовников применяли замазку Форсита, известную еще с XVII века. В ее составе коровий навоз, сухая известь или мел, древесная зола и речной песок. Да и сегодня рецептов садовых варов великое множество — от простой глины с коровяком до цемента и монтажной пены. Но замазка замазке рознь.

— Елена Владимировна, какими на этот счет могут быть рекомендации ученых?

— Садовая замазка защищает поврежденную кору от пересыхания и загнивания. А если в ее составе есть дезинфицирующие вещества и стимуляторы роста, то ранки затягиваются намного быстрее. Но у каждой замазки свои как преимущества, так и недостатки. В состав очень многих входят петролатум, дитерпены, нефтяные масла, дизельное топливо, нигрол, солидол и другие экологически небезопасные вещества.

Скажем, вары, в составе которых есть дизельное топливо, могут обжечь живые ткани растений. К тому же большинство из этих составов неэффективны при уничтожении бактерий и различных микроорганизмов, поражающих дерево. Да и не всегда удобны в применении: многие наносить надо разогретыми до плюс 50 — 60 градусов, что, согласитесь, не всегда возможно. Некоторые обладают сравнительно низкой прилипаемостью, быстро растрескиваются под воздействием прямых солнечных лучей и осыпаются буквально через 3 — 5 месяцев. Раны за это время зажить никак не успевают.

— Какие недостатки существующих садовых замазок вы бы еще отметили?

— Это и перегрев поверхности раны под их слоем. Загнивание древесины и появление плесени. Содержание нефтепродуктов и токсичных препаратов. Все это не усиливает иммунную систему дерева, а, наоборот, еще больше ее ослабляет.

— И где же выход? Как противостоять раку деревьев?

— В нашем институте уже несколько лет идет работа по получению садовой замазки, которая была бы одновременно экологически безопасной, полифункциональной по своему действию (активизирующей физиологические процессы, обладающей высокой росторегулирующей функцией и эффективной против возбудителей раковых заболеваний). Важны и физико–химические ее свойства: атмосферо– и морозостойкость, длительное удержание на коре, высокий светоотражающий эффект. Надо сказать, что нам удалось совместить все эти требования в одном составе. И как результат — садовая замазка нового поколения: противораковая и светоотражающая. Уже изготовлены экспериментальные и опытные партии, проведены первые испытания.

— Что же входит в состав этой уникальной противораковой замазки?

— Главные здесь — препараты природного происхождения: «Экосил» и «Экогум АФ». В качестве жировой основы мы использовали олеиновую, линолевую и стеариновую кислоты. Пригодились и отходы мыловарения. Они придали замазке дополнительные антибактериальные свойства. А чтобы кора под варом не перегревалась, продуман и светоотражающий эффект. Светоотражающий пигмент поддерживает на поверхности коры оптимальную температуру, необходимую для интенсивного каллусообразования и ускоренного зарастания ран.

Новый состав изучали ученые в РУП «Институт плодоводства» и РУП «Институт защиты растений», проводя исследования на яблоне и черешне. И даже через 7 месяцев после закладки опыта замазка хорошо держалась на стволах, не смывалась атмосферными осадками, не растекалась под действием прямых солнечных лучей. Интенсивно образовывался каллус, и ранки полностью закрывались. Под замазкой древесина была здорового светлого цвета. Биологическая эффективность против возбудителей раковых заболеваний превысила 50%.



Плюс нового состава еще и в том, что перед использованием замазку не надо нагревать. И ее вполне можно использоваться вместо обмоточной ленты при прививке винограда и плодовых деревьев.

Новая светоотражающая противораковая садовая замазка экологически безопасная. Она заметно повышает иммунитет деревьев и намного быстрее существующих аналогов залечивает раковые раны.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter