Еще о пророчице

Под Гродно снимается 12–серийный художественный фильм под рабочим названием «Вангелия»...
В Вороновском районе под Гродно снимается 12–серийный художественный фильм под рабочим названием «Вангелия», который даст возможность по–новому взглянуть на историю жизни самой загадочной женщины прошлого века — знаменитой болгарской прорицательницы Ванги. Картину создают наши, российские и болгарские кинематографисты.

Режиссер–постановщик — Сергей Борчуков. Вангу в фильме будут играть четыре актрисы: 12–летнюю девочку — минчанка Даша Отрошко, отрока (14 — 18 лет) — актриса Наталья Николаева, молодую провидицу — Ирина Рахманова, а зрелую и пожилую — народная артистка России Елена Яковлева. Авторами сценария многосерийного фильма выступили писатели Владимир и Татьяна Сотниковы. Читателям женских «городских» романов Татьяна Сотникова больше известна под псевдонимом Анна Берсенева. Ее произведения уже легли в основу таких популярных сериалов, как «Ермоловы», «Капитанские дети» и «Гадание при свечах».

Сегодня мы беседуем с Татьяной о будущем фильме «Вангелия», об удаче и терпении в нелегком писательском труде и наивных попытках рассчитать успех.

— Татьяна, дайте, пожалуйста, рецепт, как стать успешным киносценаристом Первого канала. Что и как необходимо написать, чтобы продюсеры и режиссеры немедленно взяли ваше сочинение в работу?

— Плоды твоего труда должны быть интересны большому числу людей (не только тебе). Это первое. А второе — нужна удача. В моем случае удачей было то, что я познакомилась с генеральным продюсером кинокомпании «Фаворит Фильм» Анатолием Чижиковым именно тогда, когда он искал материал для многосерийной семейной истории. Ему понравилась моя трилогия «Ермоловы», и он предложил мне написать по ней сценарий. Анатолий, разумеется, рисковал, так как мой сценарный опыт был к тому времени мизерным. Но продюсер, который не готов к такому риску, не должен ожидать удачи. Чижиков оказался готов, и удача пришла к нам обоим.

— Как отвечаете себе на вопрос: кто такая Ванга?

— Да, наверное, так же, как миллионы людей: Ванга — это провидица, которая загадочным, неизвестным науке образом прикоснулась к тому содержанию мировой жизни, которое от обычных людей скрыто.

— Вы были с ней лично знакомы?

— Нет. И если бы выдалась возможность познакомиться, то постаралась бы этого избежать. Я думаю, обычным людям не надо спрашивать судьбу о том, что для них закрыто.

— Как отнеслись к предложению Первого канала написать киносценарий о Вангелии Гуштеровой?

— С опаской. С очень серьезными и длительными сомнениями. Сценарий мы написали вдвоем с мужем, писателем Владимиром Сотниковым. Это уже не первая наша совместная сценарная работа (книги пишем по отдельности), но впервые долго сомневались, можно ли за нее браться. Когда и как я почувствовала, что можно, не могу объяснить. Просто поняла вдруг: да, это можно, это хорошо. Буквально так. И только тогда мы согласились взяться за сценарий и написали его с воодушевлением.

— А как собирали фактуру для будущего фильма?

— Литературы о Ванге очень много, и есть люди, которые с ней встречались. Мы читали эту литературу и беседовали с этими людьми. Конечно, пересмотрели и все документальные съемки. К сожалению, людям свойственно выдумывать или хотя бы домысливать, расцвечивать в своем воображении то, что происходило в действительности, поэтому в сведениях о пророчице много мифов. И теперь уже не во всех случаях возможно отделить их от реальности. А для фильма, кстати, не всегда и нужно это делать. Например, миф или реальность — приезд Гитлера к Ванге накануне его решения начать войну с СССР? Якобы Ванга тогда сказала ему, чтобы он не трогал Россию, иначе проиграет войну. Мне кажется, это миф. Но сама встреча описана в литературе так драматургически интересно, что мы посчитали возможным этот эпизод сохранить. В основном сериал основан на реальных (во всяком случае, описанных) событиях, связанных с Вангелией. Домыслы есть, но мы старались, чтобы в сценарии их границу определял вкус. Надеемся, так будет и в фильме.

— В чем основной конфликт предстоящего сериала? Какие факты из биографии пророчицы поразили вас больше всего?

— Как известно, в жизни Ванги были люди, которых она чувствовала близкими себе, за судьбой которых следила. Мы придумали образ такого человека, русской женщины, и переплели ее судьбу — как нам кажется, выразительную — с судьбой Ванги. Что же касается фактов из жизни самой болгарской ясновидицы... Мне все же кажутся самыми яркими те, которые касались ее предсказаний, связанных с общемировыми событиями. О гибели башен–близнецов в Нью–Йорке она, например, говорила — правда, иносказательно. Впрочем, прорицательница и обо всем говорила непрямо, большинство ее предсказаний становятся понятными, когда уже сбываются. Хотя и то, как она предрекала события, которые будут происходить в частной жизни обычных людей, — поражает воображение не меньше.

— В эфире Первого канала был документальный фильм «Мир видимый и невидимый» о тайной поездке к Вангелии пресс–секретаря Б.Ельцина — С.Медведева. В вашем сценарии и будущем фильме предполагаются эпизоды с участием знаменитых политиков? И, на ваш взгляд, влияние Ванги на сильных мира сего не сильно ли преувеличено?

— Политики к Ванге приезжали, и некоторым из них она давала очень меткие оценки и предсказания. Но я не назвала бы это влиянием на сильных мира сего. Вангелия вообще, насколько я понимаю, не претендовала на то, чтобы влиять на судьбы мира или отдельных людей. По ее словам, она пересказывала то, что говорили ей души умерших. С Сергеем Медведевым мы консультировались, когда писали сценарий, и он любезно согласился сыграть в фильме самого себя. Думаю, что режиссер договорится и с кем–то еще из известных людей, которые фигурируют в сценарии, и пригласит их на съемочную площадку.

— К каким предсказаниям прорицательницы вы относитесь с должным любопытством?

— Ко всем до единого. Я думаю, она говорила правду про свое общение с мертвыми. К таким вещам стоит относиться серьезно.

— Над чем сейчас работаете?

— Меня часто спрашивают: а что интереснее писать, книги или сценарии? И тут же с уверенностью отвечают: конечно, сценарии — ведь это позволяет общаться со звездами, ездить в киноэкспедиции! Мне действительно очень интересно присутствовать на съемках, к тому же сценаристу это необходимо, чтобы понимать, какие из его идей выполнимы, а какие нет, и уходить от дилетантского представления, будто съемки происходят у него в голове. И кино в самом деле дало мне возможность общаться с яркими, интересными людьми. Но того счастья, которое дает работа над книгой, никакая другая работа не заменит. Тот мир, который создается из чистого воображения с помощью не картинок даже, а всего лишь букв, — самый яркий мир, который только можно себе представить. Я недавно закончила вторую книгу трилогии «Подруги с Малой Бронной». Как можно понять из названия, это история трех подруг, выросших на одной улице. Вот эта вторая книга, которая называется «Опыт нелюбви», выйдет в сентябре. А я сейчас обдумываю последнюю часть трилогии. В кино — мы с мужем только что закончили работу над сценарием по рассказам Куприна. Теперь делаем разработку нового большого сценария, который, надеюсь, напишем для Первого канала. Это будет историко–биографический фильм, пока больше ничего сказать не могу.

— Татьяна, вы окончили журфак БГУ. И сразу после вуза уехали покорять Москву. Какие впечатления остались от учебы в Минске?

— На журфаке я училась с радостью, но, как понимала уже тогда, не потому, что сама учеба была как–то особенно интересна. Она была обычная, без каких–либо духовных прорывов, потому что крайне идеологизированная. Правда, на излете брежневских времен (я окончила БГУ в 1985 году) все давно уже воспринимали идеологию как шумовой фон и не обращали на нее внимания. Конечно, это все равно являлось растлением молодежи, но на нашем курсе, я считаю, собрались довольно стойкие ребята. Потому, вероятно, мы оказались вполне готовы к настоящей свободе, которая настала в 90–е годы.

— В Беларуси есть успешные писательницы, например, Тамара Лисицкая и Наталья Батракова, но, по их словам, заработать на жизнь писательским трудом сегодня невозможно. Как с этим обстоит дело в России? Можно ли сказать, что ваши книги вас кормят?

— В России, как и во всем мире, с этим дело обстоит точно так же. Большинство писателей не живут на свои гонорары. Я отношусь к меньшинству: нынешние мои тиражи позволяют сказать, что книги меня кормят. Но знаете... Вот недавно главный редактор издательства «Эксмо» сказал мне: вы наш самый терпеливый автор. Я ведь издала первую книгу в 1995 году, а найти правильный способ информирования читателей о том, что именно я пишу, кому будут интересны мои книги и почему их стоит купить, — найти такой способ удалось моим издателям только года три назад, не раньше. Я очень благодарна им за их повседневное упорство. Продажа книг, поверьте, требует от них огромных профессиональных усилий. Сама же я писала с самого начала и сейчас только то, что лично мне было бы интересно прочитать. То есть если и ориентируюсь на вкусы читателя, то этот читатель — я сама. Любой другой подход к творчеству, любая попытка «правильно» рассчитать, что именно принесет успех, — наивна и бесплодна.
Фото  grodnonews.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter