Полтора года назад при содействии Белорусского профсоюза работников образования и науки в детском технопарке средней школы № 1 имени С. И. Грицевца Барановичей открылась восьмая, космическая, лаборатория. Узнав о том, что профсоюз проводит конкурс молодежных инициатив, школа решила поучаствовать в нем и представила проект на тему исследования космического пространства в мирных целях. На воплощение идеи получили грант в размере почти 10 тысяч рублей. «Знаменка» побывала в лаборатории и посмотрела, какие смелые идеи воплощают в жизнь школьники.

Перспективные разработки
Экскурсию для нас вызвался провести заместитель директора по учебной работе Андрей Любас, он же учитель физики и астрономии. Прежде чем отвести в космическую, он приглашает нас в свою любимую лабораторию – «Мехатроника и радиоэлектроника». Здесь ребята не только учатся работать на фрезерных и лазерных станках с числовым программным управлением, но и разрабатывают собственные инновационные проекты, в том числе на околокосмическую тематику. Так, выпускник Андрея Любаса Артем Каща (теперь уже студент ГрГУ имени Янки Купалы) под руководством педагога собрал наноспутник. Разработка удостоилась пяти наград, две из которых – Министерства образования и еще одна – Московской международной инженерной конференции «Потенциал». Занимаясь в технопарке, школьники могут попробовать себя в инженерной профессии и понять, по душе ли она им, убежден Андрей Любас:
– Радует, что многие выпускники в дальнейшем выбирают инженерные специальности. Например, Оля Полойко заняла третье место на XXXIII Открытой московской инженерной конференции «Потенциал», представив генератор высокочастотной плазмы. После школы она поступила в БГУ и учится на физика-ядерщика. В 2023-м Даниил Зыбайло победил на Международной инженерной конференции в Москве. Сейчас парень постигает инженерную специальность в БГТУ.

Достижения есть и у нынешних подопечных Андрея Константиновича. Восьмиклассник Дима Архипов демонстрирует нам систему автоматического наведения антенны космической связи, которую он собрал из подручных материалов:
– Изначально она была предназначена для наблюдения за искусственными спутниками, но потом переделал устройство для приема 4G-сигнала. Так антенна сможет усиливать интернет при подключении к модему.

Разработкой школьника уже заинтересовались на предприятии «Брестэнерго». Энергетики столкнулись с проблемой: узлы телеметрии, расположенные в лесу, бывают достаточно удаленными от вышек мобильной связи, ввиду чего сигнал теряется и не поступает на центральный пункт управления. Антенна, установленная на каждом узле, позволила бы это устранить.
Телескоп и мини-копии кораблей
Космическая лаборатория напоминает обсерваторию в миниатюре. На потолок и стены выведена проекция звездного неба, есть телескоп с размером зеркал 130 мм (во время примечательных космических явлений его выносят для наблюдений на улицу), уменьшенные копии космических кораблей и образцы космического питания. Недавно экспозиция пополнилась серией фотоснимков о ходе строительства космодрома Байконур, которую школе из личного архива передал житель Барановичей, в прошлом участник той самой стройки.
– Это проект конвергентного обучения, который предполагает, что кроме общеобразовательных дисциплин учащиеся осваивают дополнительные модули в области естественных наук.
На факультативе ребята учатся программировать различные устройства на платформе Arduino. Марина Дубовец демонстрирует нам игру, которую она презентует на классном часу, посвященном Дню космонавтики. Игра напоминает «Поле чудес». Только на секторах барабана – задания одноклассникам, а сам барабан управляется при помощи сервопривода. Захар Мискевич из подручных материалов (елочных игрушек разной величины) создал запрограммированную на микроконтроллере модель Солнечной системы, которая наглядно показывает траекторию движения планет.
Разные – равные
В лабораториях технопарка занимаются и ребята с особыми образовательными потребностями. Они тоже пробуют себя в исследованиях. Например, в лаборатории инженерной экологии и альтернативной энергетики ребенку с аутизмом было интересно наблюдать за муравьиной фермой, рассказывает Андрей Любас:
– В ней сейчас живет более 400 особей муравьев-жнецов, а закупали всего 40. Количество особей увеличилось благодаря школьному эксперименту, во время которого дети выяснили: если кормить муравьев белком, те лучше размножаются.

В лаборатории учащиеся знакомятся с источниками альтернативной энергии, системой умного дома. Для наглядности и практического использования есть моно- и поликристаллические солнечные батареи («хотим дооборудовать их поворотной системой, чтобы они вращались вслед за Солнцем по азимуту и высоте»), программируемая теплица, где ребята выращивают микрозелень, клубнику в гидрогеле и шампиньоны («грибница дала уже пять урожаев!»).
Резиденты детского технопарка равных возможностей не останавливаются на достигнутом и продолжают реализовывать самые смелые проекты.
derzhanovich@sb.by