В Петербург впервые привезли работы легендарного советского фотографа

Есенин отказался снять шубу

В Петербурге в KGallery на набережной реки Фонтанки открылась выставка «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи». Около 70 портретов выдающихся деятелей культуры, науки и политики предоставила The Borodulin Collection. Такая масштабная выставка работ основоположника художественного и психологического фотопортрета организована впервые. Приурочен проект к 150‑летию со дня рождения фотографа.

— Это не только дань памяти творчеству и таланту Моисея Наппельбаума, но и рассказ об ушедшей эпохе. Под каждым портретом есть информация о выдающейся личности, рассказано о том, как складывалась судьба, какой след оставил человек в истории, — отметила Майя Кацнельсон, куратор проекта, основатель Центра белорусско‑еврейского культурного наследия. — Также мы привезли ранние работы мастера минского периода (это копии, оригиналы находятся в ветхом состоянии) из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь и Национального исторического архива Беларуси.

Моисей Наппельбаум был «салонным фотографом», а еще обслуживал Смольный, Музей Революции, Государственное издательство, носил титул «кремлевский фотограф». Он создатель первого официального фотообраза Ленина. Выполнял портреты Сталина, Луначарского, Куйбышева, Жданова, Буденного. Ему позировали и летчик Чкалов, и физик Ландау, и балерина Уланова, писатель Максим Горький, режиссеры Мейерхольд, Ромм... А сколько композиторов! Шостакович, Прокофьев, Фрадкин, Соловьев‑Седой... Музыка Прокофьева, Шостаковича звучит фоном на вернисаже.

Вот на фото улыбаются Борис Эдер, известный цирковой артист, дрессировщик хищных животных, Василий Качалов, театральный актер и педагог. А эстрадный артист Леонид Утесов — серьезный, задумавшийся, держит незажженную папиросу... Строгий профиль Анны Ахматовой. «Получился портрет‑камея, — писал фотограф. — Сама модель всякий раз подсказывает прием для ее изображения».

Портрет Сергея Есенина, сделанный в 1924 году в фотостудии. Поэт отказался снять шубу и не захотел сесть в предложенное ему кресло. Позу придумал сам — и фотограф не стал спорить. Здесь можно увидеть и фотографию Есенина на смертном одре в ленинградской гостинице «Англетер» (1925 год).

А вот и сам фотограф — в окружении танцовщиц. Внешне колоритный, с бородой.

Родился мастер в Минске. Открыл в городе свое первое фото­ателье. Много путешествовал, в 1910 году поселился с семьей в Санкт‑Петербурге...

Светлана Мазурова

sm2004@list.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter