Последний в уходящем году саммит Евросоюза удивил многих

ЕС в новом стиле

Последний в уходящем году саммит Евросоюза удивил многих, включая руководителей 28 государств, которые на него собрались.
Последний в уходящем году саммит Евросоюза удивил многих, включая руководителей 28 государств, которые на него собрались. Это был первый “блин” (который не вышел комом) для нового руководства ЕС — председателя Европейского совета Дональда Туска и председателя Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера. И они не разочаровали: этот саммит разительно отличался от предыдущих, организованных Херманом Ван Ромпеем и Жозе-Мануэлем Баррозу. Вместо обычных двух дней дискуссий и согласований далеко за полночь уложились буквально в полдня и разъехались еще до полуночи. Ангела Меркель, самый влиятельный лидер ЕС, своего протеже (а именно так называют Дональда Туска) хвалила, другие одобряли с осторожным оптимизмом.


Это новый стиль: руководители государств не занимаются обсуждением деталей и согласованием итогового коммюнике. Они лишь намечают “генеральную линию”, оставляя согласования и уточнения экспертам и специалистам. Для сравнения: обычное для председательства Ван Ромпея итоговое коммюнике занимало несколько десятков страниц, первое при Туске уместилось на двух с половиной.

Главной темой были деньги. Тема старая, но всегда актуальная. Деньги обсуждали в двух видах: те, которые связаны с Россией и санкциями, и те, которые должны спасти Европу от экономической стагнации — это инвестиционный фонд, любимое дитя председателя Юнкера.

От бывшего польского премьера Дональда Туска, который в свою студенческую пору был активистом “Солидарности” и с тех давних времен с большим подозрением относится к России, ожидали требования ужесточить санкции. Но этого не произошло, хотя “голубем” Туск, конечно, не стал. Но он быстро учится (хотя его английский еще хромает, но он над ним старательно работает) и умеет улавливать настроения — качество, исключительно важное для его поста.

Пока Даля Грибаускайте со злорадством заявляла о том, что резкое ухудшение финансовой и экономической ситуации в России — знак того, что “санкции начали действовать”, ее более дальновидные (и дипломатичные) коллеги бедам российской экономики не радовались. Тревожились. Не столько за Россию, сколько за то, какие могут в связи с этим возникнуть проблемы у них. А то, что кризис в одной большой европейской стране скажется практически на всех, никто не сомневается. Поэтому настоящим экзаменом для Дональда Туска, который начал так хорошо, управился с саммитом быстро, но ни одного сложного вопроса не решил, будет встреча, которая состоится в середине марта, чтобы решить судьбу антироссийских санкций. Лагерь их противников растет.

Главное, чего хотелось бы Дональду Туску (по крайней мере, так он декларирует), — чтобы Европа вернула уверенность в себе, “осознала собственные силы” и проводила самостоятельную политику в собственных интересах. Благие намерения. Хотя слышать это от бывшего руководителя страны, которая является одним из самых преданных (и не задающих вопросов даже по поводу секретных тюрем ЦРУ на своей территории) союзников США, немного странно. Так что сигнал Москве: Евросоюз готов продолжить конфронтацию с экономически ослабленной Россией, если та не уйдет из Украины (Владимир Путин не устает повторять: Россия из Украины не уйдет, потому что ее там нет — замкнутый круг получается?). Хотя и с поддержкой Украине не все так просто. То, что поддержка есть, несомненно. Но она все больше превращается в поддержку моральную и не конвертируется в денежные знаки. Петра Порошенко, который очень хотел приехать в Брюссель, там не приняли. Это, конечно, не знак того, что отношение к России меняется, но знак того, что растет недовольство Украиной. Становится все более очевидным, что ключевые европейские лидеры (даже занимающая самую твердую в отношении России позицию Ангела Меркель) осознают, что противостояние зашло слишком далеко. Есть ощущение, что Европа от этой (тупиковой?) ситуации устала и не совсем знает, как из нее выйти, сохранив лицо и экономику.

Хотя для экономики есть рецепт у Жана-Клода Юнкера: инвестиционный фонд в сумме 315 млрд евро, которые пойдут на осуществление проектов в различных странах ЕС. Но детали этой грандиозной инициативы (а, как известно, дьявол и подвохи кроются именно в деталях) станут известны не раньше середины января.

Зато на рождественские каникулы лидеры стран Евросоюза отправляются с чистой совестью. Спасибо Туску.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter