Вчера открылся саммит ЕС, где стартовали напряженные переговоры о будущем европейской интеграции

ЕС под напряжением

Вчера открылся саммит ЕС, на котором стартовали напряженные переговоры о будущем европейской интеграции. За два дня лидеры 28 стран Европы должны обсудить проблемы миграции, брексит, бюджет и реформу еврозоны, торговый протекционизм США. Вопросов, волнующих европейцев, более чем достаточно, но «судьбоносным» для ЕС канцлер Германии Ангела Меркель назвала миграцию. В это же время глава Европарламента Дональд Туск бьет тревогу по другому поводу. По его мнению, союзу угрожает торговая война с США. Премьер–министр Великобритании Тереза Мэй, помимо брексита, отстаивает необходимость реформы еврозоны и противостояния гибридной войне. Скорее всего, у каждой страны будет своя важная тема на повестку. То ли вызовов перед ЕС сегодня слишком много, то ли действительно единство союза уже не выдерживает напряжения. Так быстро меняются правила игры, что политический мир теряет равновесие. Например, кто из нас мог предположить, что ЕC и США из союзников превратятся в противников? А сейчас (накануне саммита) по другую сторону океана президент США Дональд Трамп говорит, что «ЕС был создан, чтобы воспользоваться преимуществами Соединенных Штатов» и напасть на их «копилку».

Фото РЕЙТЕР

В начале саммита Меркель призвала страны ЕС выработать единую миграционную политику. Для немецкого канцлера это в первую очередь вопрос ее политического будущего. Что и объясняет эмоциональность, с которой она просит коллег не отходить от европейских ценностей. Кстати, других аргументов пока ей не удается найти. Вопрос миграции разделил Европу уже два года назад. Тогда в ЕС правильной моделью поведения в отношении мигрантов как раз считалась Германия, а страны Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) всячески осуждались, что не распахнули свои границы навстречу беженцам. Но затем оказалось, что не все приезжающие действительно бегут от войны. В итоге в Германии суды были завалены тысячами исков от тех иностранцев, которым по закону не полагалось убежище. Но эти люди уже в стране и неизвестно, когда ее покинут.

Поворотным стал момент, когда и в самой Германии назрел политический кризис из–за мигрантов. В это же время в Италии новое правительство не намерено и дальше идти на уступки и принимать у себя лодки с нелегалами, как бы их ни осуждали в Берлине и Париже. Миграционный кризис задел все страны по–разному, поэтому и общего соглашения не будет. Сейчас Меркель надеется хотя бы на коалицию согласных — она не может вернуться в Берлин с пустым договорным портфелем, иначе есть риск потерять коалицию в правительстве. Идея разделить всех беженцев по странам ЕС обернулась конфликтом, чтобы сгладить противоречия внутри союза, Меркель ищет выход за границами Шенгена. Она планирует договориться с правительствами африканских стран, как это было с Турцией. Правда, консенсус с Анкарой обошелся Брюсселю в

3 миллиарда евро. В любом случае за согласие других стран удерживать мигрантов у себя ЕС придется заплатить. Как отнесутся к этому те государства, которые первоначально не поддерживали миграционную политику Меркель? Получается, что, не договорившись по мигрантам, будет сложно обсуждать и другие вопросы. Сейчас эта рана кровоточит сильнее остальных.

zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter