ЕС: облигации раздора

В Евросоюзе назревает очередной скандал. Федеральный суд Германии постановил, что скупка государственных облигаций ФРГ Европейским центральным банком (ЕЦБ) противоречит законодательству страны и ограничивает ее суверенитет. Суд требует от европейского регулятора обоснования подобной политики, а до этого немецкому Бундесбанку запрещено участвовать в программах выкупа ЕЦБ.

Это вызвало резкую реакцию Еврокомиссии, которая обвинила Германию в нарушении европейского законодательства и пригрозила возбуждением в отношении Берлина расследования по этому вопросу. По словам главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен, своим решением федеральный суд Германии посягнул на суверенные права ЕЦБ в сфере валютной политики, а также на принцип верховенства европейского законодательства над национальным.

Любопытно, что сама госпожа фон дер Ляйен, в не столь далеком прошлом глава МВД в правительстве Ангелы Меркель, теперь в качестве еврочиновника играет против собственной страны. Это очень наглядная иллюстрация того столкновения европейского и национального, которое сейчас происходит в ЕС. Европейские чиновники, рекрутируемые из национальных элит государств-членов, очень быстро переходят на позиции «европейского патриотизма» и начинают оказывать давление на национальные правительства. В то же время на национальном уровне нарастает сопротивление этой «европеизации», и конфликт двух уровней власти, национальной и наднациональной, становится все более острым.

Демарш немецкого федерального суда и вовсе может оказаться весьма опасным для европейского единства прецедентом. До сего момента Германия оставалась, можно сказать, последним оплотом еврооптимизма, что было весьма ценно, учитывая, что именно эта страна является донором номер один в ЕС. С другой стороны, именно немецкая экономика была и остается одним из главных выгодополучателей европейской интеграции, обеспечивающей для нее открытые рынки сбыта и выдавливание более слабых конкурентов, а также приток недорогой рабочей силы. 

Однако подобная хлесткая метафора все-таки не совсем верна. ЕС устроен как равноправное консенсусное объединение, и при всех плюсах, которые получает Германия, она вынуждена следовать общим правилам, которые устанавливают европейские институты, чьи интересы далеко не всегда совпадают с немецкими. Европейское чиновничество вынуждено учитывать интересы других членов союза, а также свои собственные, направленные на укрепление европейской бюрократической вертикали и ослабление традиционных национальных суверенитетов.

Классическим примером расхождения национальных интересов Германии и европейской бюрократии может служить история с газопроводом «Северный поток — 2», главным лоббистом которого выступает Берлин при активном сопротивлении европейских чиновников, за которыми стоят лоббисты зеленой энергетики, восточноевропейские страны-транзитеры и тому подобное.

Поэтому стремление Берлина к более самостоятельной игре и ослаблению европейского чиновничества вполне понятно, тем более рычаги экономического давления на евробюрократию находятся в руках Германии. Берлин уже торпедировал план экономического спасения стран, пострадавших от пандемии коронавируса, а отказ от участия в финансовых программах ЕЦБ становится еще одним ударом по позициям евробюрократов.

В условиях кризиса, спровоцированного последствиями пандемии, Германия с ее сильной экономикой имеет серьезные преимущества перед другими странами, и Берлин хотел бы получить также и политические дивиденды, усиливая свое непосредственное влияние на страны Европы в обход европейской бюрократии. Иллюзия «европейского единства» развеивается, и Европа вновь превращается в арену противоборствующих интересов и конкурирующих национальных эгоизмов.

vs.shimoff@gmail.com

Фото AFP
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter