ЕС: когда «больше» не значит «лучше»

Проблемы сегодняшнего Евросоюза не ограничиваются этноконфессиональными противоречиями

Проблемы сегодняшнего Евросоюза не ограничиваются этноконфессиональными противоречиями. О том, что новый, значительно расширившийся ЕС «ожидают большие проблемы», уже буквально через несколько месяцев после этого расширения начали писать ведущие западные массмедиа. Несмотря на то, что теперь членами ЕС являются 25 стран, совокупное население Евросоюза составляет 451 млн. человек, а ВВП оценивается примерно в 11,1 трлн. евро (что вплотную приближается к показателям США), внушительные экономические показатели вовсе не означают, что новую, большую Европу ждет большое будущее. 

В действительности объединенная Европа столкнулась с целым рядом серьезнейших проблем в различных сферах. Процесс интеграции ЕС в политико-дипломатической сфере существенно отстает от аналогичного в экономике. На международной политической арене Евросоюз еще не обладает полной субъектностью, ему трудно «говорить одним голосом». Против объединенной Европы активно интригуют США, имеющие в стане ЕС целый табун «троянских коней» из числа «молодых восточноевропейских демократий». Члены Европейской комиссии уже назвали Польшу наряду с Венгрией, Чехией и Словакией «потенциальными источниками проблем для Европейского союза». На авансцену вышла проблема принятия единой европейской конституции. Причем произошло это задолго до провала референдумов по ее принятию, так как продвигавшийся Парижем и Берлином проект евроконституции ставит в привилегированное положение страны с наибольшим населением, то есть собственно франко-германский альянс. Германия и Франция заинтересованы в создании централизованного европейского государства под контролем франко-германского «локомотива». Такой вариант категорически не устраивает Великобританию, которую, при желании, можно назвать еще одним американским «засланным казачком». Члены ЕС не в состоянии достигнуть единства мнений по вопросам, касающимся коллективной безопасности Европы, включая сотрудничество в областях правосудия и борьбы с терроризмом. На данный момент в связи с серьезным отставанием процесса интеграции ЕС в сферах политики, дипломатии и безопасности члены организации проявляют большую, даже, пожалуй, чрезмерную осторожность в обмене информацией и других вопросах. 

Западные ученые отмечают, что западноевропейские экономики столкнулись с проблемой финансирования государственной социальной сферы. В основном вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация, прежде всего падающая рождаемость и рост продолжительности жизни. Для экономической системы это означает, что за счет отчислений с заработной платы поступает все меньше и меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий. Одновременно все меньше становится работников, финансирующих системы страхования. 

Тревогу вызывает и аграрная политика ЕС. Несмотря на то, что страны ЕС ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика Евросоюза находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств в ЕС проблема только усложнилась. Новые страны-участницы, такие, как Польша, Венгрия, с развитым аграрным сектором, обостряют проблему перепроизводства и распределения в несколько раз. Если в ближайшем будущем не удастся повысить уровень жизни в новых странах-участницах (Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и т.д.) до уровня развитых стран Европы, то многие их жители переселятся в Западную Европу. Вместе с этим усилятся существующие проблемы на рынке рабочей силы в западноевропейских странах. 

Экономический разрыв между новыми и старыми членами расширенного ЕС становится как никогда очевиден. ВВП на душу населения новых членов Европейского союза не достиг и половины среднего показателя организации в прежнем составе, а в некоторых новых странах-участницах подобное соотношение составляет лишь четверть. Серьезная несбалансированность создает ряд проблем для общего развития Евросоюза. 

Необходимые реформы внутренней системы ЕС сопряжены с большими трудностями. Малые страны-члены озабочены единоличным контролем больших над делами ЕС и своей маргинализацией, в то время как крупные страны выступают за сочетание обязанностей и прав, надеясь на руководство делами организации благодаря огромному вкладу, внесенному ими в организацию. Кроме того, после расширения ЕС между новыми и старыми членами наблюдается разница в государственном устройстве и системе юстиции. Процесс адаптации и «освоения» законов и правил ЕС новыми членами будет весьма долгим и тернистым. 

И последнее. Будущее евро в долгосрочном периоде неясно. Об этом недвусмысленно заявил экс-комиссар Европейского союза по вопросам внутреннего рынка Фриц Болкештайн. В статье, опубликованной в «The Financial Times», он указывает: «Евро предстоит пройти сложное испытание. Через 10 лет Европа столкнется с огромными проблемами, когда появится необходимость выплачивать пенсии стремительно стареющему населению. Италия, например, может быть не готова к этому… Я считаю, что долгосрочные шансы евро на выживание под сомнением». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter