ЕС и пустота

О внешней политике Евросоюза

Если бы французы не провалили знаменитый референдум 2005 года, у Европейского союза, возможно, сейчас была бы своя Конституция, а согласно ей и свой министр иностранных дел. Однако случилось то, что случилось, и сегодня ЕС имеет то, что имеет: Лиссабонский договор и Кэтрин Эштон на труднопроизносимом посту верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Кто–то посоветует мне не придираться к словам. А кто–то согласится, что внешняя политика Евросоюза сегодня такая же запутанная, как пост баронессы Эштон. И Беларуси, непосредственного соседа ЕС, это непосредственно касается. Сегодня даже в Брюсселе многие признают, что у еврочиновников, кроме тех требований, которые давно известны и многократно озвучены, нет четкой стратегии развития отношений с Минском.


О том, что ЕС вынужден менять стратегию в отношении Беларуси, читаем на портале Naviny.by. Журналистка сетевого издания побродила недавно по брюссельским кабинетам власти и пришла к такому выводу. Сегодня еврочиновники только машут рукой: с Беларусью, мол, перепробовали уже все кнуты и пряники. Санкции? Было. Предложение отмены санкций, возвращение преференций, кредиты, масштабные проекты? Было...


Значит, надо что–то менять...


Объективно следует признать, что за Беларусью, как и за всем нашим Восточноевропейским регионом, из Брюсселя сейчас следят только периферийным зрением. Фокус внимания сейчас сосредоточен на другом. На Афинах, на лондонских и парижских пригородах, на Триполи, которые хоть и находятся подальше, чем Минск, но представляют сейчас гораздо большую проблему.


На короткий промежуток времени (после «оранжевой революции» и войны в Грузии) восточные соседи Евросоюза стали для него чем–то вроде приоритета. Из всего этого родилось «Восточное партнерство». Однако Брюссель, оказывается, еще даже не рассмотрел совместные проекты, которые Беларусь, Литва и Украина направили на брюссельский адрес. Это о чем–то говорит...


Но у Европы отсутствует не только большое желание, но и четкое видение того, как нужно строить отношения со своими соседями. В июне этого года была одобрена реформа Европейской политики добрососедства, которая описывала предыдущие годы реализации этой политики с таким количеством слов «более», что фактически признала ее фиаско. Предложить членство более или менее крупной стране ЕС пока не готов — справиться бы с последним прибавлением в семействе, а приемлемой замены, пусть хотя бы и без перламутровых пуговиц, не находится.


Зимой 2004 года многим украинцам казалось, что уж через семь лет им для путешествий по Европе точно не понадобится шенген. Однако этим мечтам о возвращении в лоно Европы суждено было разбиться о европейскую бюрократию. В эти дни в Европарламенте обсуждают соглашение об ассоциации Украины и ЕС, при этом выдвигая все новые и новые претензии к нынешним украинским властям по поводу демократии и прав человека. Точно так же зависло создание зоны свободной торговли. Хотя Брюссель, как четвероногая героиня пьесы Лопе де Вега, строго–настрого предостерегает Киев от вступления в близкие отношения с Таможенным союзом...


На что в такой ситуации рассчитывать Минску?


Преимущества от дружбы с ЕС декларируются все те же: Брюссель может помочь в модернизации белорусской промышленной инфраструктуры, благословить МВФ и Европейский инвестиционный банк на сотрудничество с Беларусью. Но сначала страна должна начать реформы, деньги, мол, будут потом.


«Но ведь ЕС обещал белорусским властям миллиарды евро! — удивляется журналистка Naviny.by. — Нет, таких денег у Евросоюза нет. На всю обновленную Европейскую политику добрососедства запланировано в течение ближайших семи лет выделить 16,1 млрд. евро. Интересно, что не существовало даже 3 миллиардов евро, которые накануне выборов обещали в Минске министры иностранных дел Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослав Сикорски. Оказалось, это была польская импровизация на тему «выбери меня»... Поэтому маловероятными кажутся и последние слухи о 2 миллиардах евро, которые якобы снова были обещаны белорусской власти за демократическое поведение».


Что тут скажешь. Господин Вестервелле большой фантазер и любитель фокусов. Работает на публику. А насчет Сикорского... Как это у Шолохова? Игрок, не имеющий злотых...


Несмотря на посулы, угрозы и другие трюки, Минск заинтересован в сотрудничестве с Европейским союзом. Потому что инвестиции, кредиты, технологии, опыт в самых разных сферах жизни, платежеспособные рынки — все там, на Западе. А без этого невозможно стать успешным государством. Судя по последним заявлениям официального Минска, Беларусь будет налаживать диалог с Европой — никаких непреодолимых препятствий на этом пути нет, в том числе и что касается выхода на свободу осужденных по делу 19 декабря. Главное, чтобы в Брюсселе наконец–то сформировалось четкое понимание, что диалог принесет больше пользы, чем противостояние. Вместо устаревших концепций пора придумать что–то новое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter