Эры неоправданного милосердия не будет

Либерализация законодательства связана с сокращением уровня преступностиВ рекордно короткие сроки сразу в двух чтениях Палатой представителей был принят законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности”. В нем нашли воплощение предложения различных заинтересованных ведомств, касающиеся либерализации уголовного законодательства.О наиболее значимых изменениях, предлагаемых законопроектом, корреспондент “НГ” беседует с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности, заместителем председателя Республиканского общественного объединения “Белая Русь” Виктором ГУМИНСКИМ.

— Виктор Александрович, чем объясняется такое быстрое принятие документа парламентом? Учитывая серьезность момента, спешкой это назвать нельзя, может, “производственная необходимость”?
— Мы четко осознаем важность этого законопроекта для нашего общества. Поэтому сделали все для того, чтобы не откладывать второе чтение еще на полгода, а запустить механизм уже в ближайшее время. Достаточно сказать, что на начало июня нынешнего года в местах лишения свободы содержалось 36 тысяч 553 человека. При этом 77 процентов осужденных совершили преступления небольшой и средней тяжести, за которые могут предусматриваться альтернативные лишению свободы наказания. В основном это преступления экономического характера. Подобные цифры для нашей страны, где нет разгула преступности, довольно высоки. Тем более что осужденные содержатся за счет налогоплательщиков. Поэтому необходимо было принять соответствующие меры, чтобы внесением дополнений в Уголовный кодекс урегулировать ситуацию.
— Насколько известно, теперь предполагается более дифференцированный подход при назначении наказания. Что это даст?
— Это позволит более широко использовать возможности уголовного законодательства, не связанные с лишением свободы. Однако подобная ориентация на либерализацию вовсе не означает наступления эры неоправданного милосердия, отказа от применения строгих мер наказания: лишения свободы, пожизненного заключения — для преступников, представляющих серьезную опасность для общества. Если человек виновен, он получит по заслугам.
— Каковы наиболее значимые изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом?
— Документ предусматривает внесение дополнений как в Общую, так и в Особенную часть Уголовного кодекса, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. В ряде статей УК предусматривается освобождение граждан, впервые совершивших менее тяжкое преступление, от уголовной ответственности с привлечением их к административной (если, конечно, достигнуто примирение с потерпевшим). То есть расширяется диапазон действия этих статей.
Кстати, что касается изменений в вопросах ответственности несовершеннолетних, то предусмотренные наказания максимально приведены в соответствие международно-правовыми стандартами. Речь идет о возможности замены назначенного наказания в виде штрафа на принудительные меры воспитательного характера и общественные работы при условии, что виновный не уклоняется от этого наказания. Такова мировая практика.
Законопроектом устанавливается и возможность осуждения с отсрочкой исполнения наказания для лиц, впервые совершивших тяжкое преступление, не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении причиненного вреда и возврате обогащения.
Следует отметить, что значительное количество норм проекта закона ориентировано на совершенствование санкций статей УК в целях более рационального и эффективного применения судами принципа индивидуализации. В ряде статей закрепляется наказание в виде общественных работ, ограничения свободы, а также снижение нижних пределов санкций. Это коснется таких преступлений, как кража, грабеж, мошенничество, умышленное уничтожение или повреждение имущества, угон транспортного средства, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, вымогательство, хулиганство и так далее.
За получение взятки предлагается снизить нижние пределы наказания. Дело в том, что раньше не учитывался размер взятки, что на практике приводило к назначению судом наказания, не соразмерного степени общественной опасности совершенного преступления.
В законопроекте усовершенствованы некоторые положения, касающиеся уголовной ответственности должностных лиц, которые умышленным действием (либо бездействием), используя полномочия, причинили имущественный или иной вред.
— Не воспримет ли определенная часть общества либерализацию законодательства как вседозволенность, что приведет к росту преступности?
— Выступая в марте прошлого года на совещании судей страны, глава государства отметил, что необходим более взвешенный подход к применению такого вида наказания, как лишение свободы, его удельный вес хотя и сокращается, но все же остается неоправданно высоким.
Практически по всем направлениям у нас сейчас идет сокращение уровня преступности. Это свидетельствует о том, что мы созрели для того, чтобы внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс, подходя более индивидуально к вынесению приговоров. Именно взвешенный подход инициаторов и разработчиков к этому вопросу принес свой положительный результат и воплотился в том, что в мае нынешнего года Президентом Республики Беларусь в Палату представителей был внесен соответствующий законопроект.
Много было предложений депутатов как в сторону смягчения санкций, так и в сторону ужесточения. Некоторые говорили о том, что послаблений делать нельзя. Но ведь верхние границы наказаний, которых коснулся законопроект, остаются. Уменьшаются только нижние границы санкций, вводятся новые виды наказаний. Поэтому каких-то опасений в этом направлении быть не должно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter