“Ералаш” говорит с современными детьми на их языке

Врачи утверждают, что смех продлевает жизнь. Если это так, то заслуженного деятеля искусств России Бориса Грачевского, “папу” “Ералаша”, его директора и художественного руководителя, впору награждать всеми существующими в странах СНГ медицинскими званиями и премиями. Впрочем, наград (правда, на ниве киноискусства) тележурнал за более чем тридцать лет своего существования получил немало — не только в странах СНГ, но и на очень многих престижных мировых кинофестивалях.

— Борис Юрьевич, говорят, даже имя вашему киножурналу придумал ребенок...
— Да, название “Ералаш” предложила дочка моего коллеги, Александра Хмелика, Саша. Мы подумали — и нам понравилось.
32 года назад, вспоминает Борис Грачевский, было принято решение выпускать детский вариант юмористического киножурнала “Фитиль” — для зрителей примерно десятилетнего возраста. Правда, о “возрастных рамках” создатели киножурнала быстро забыли: талантливый и остроумный, “Ералаш” пришелся по душе мальчишкам и девчонкам разного возраста, а также их родителям и даже родителям их родителей.
— На “Лiстападзiк” в Минск мы привезли в числе прочего и совершенно новые сюжеты, которые еще никто никогда не видел. Каждый сюжет — это огромная, сложная работа, которая не видна зрителю. Мы пересматриваем отснятое, переделываем, поправляем. Надо, чтобы было весело, а если не очень смешно, значит, недожали, недоработали, не хватает чего-то — крупных планов, трюков... К тому же “Ералаш” — дорогое удовольствие. Например, в сюжете о том, как к школьникам на встречу с интересными людьми приходит каскадер, только стекло, которое он выбивает головой, обошлось в 400 долларов! В создании “Ералаша” занято очень много людей: и высокопрофессиональные дрессировщики (у нас много сюжетов с животными), и те же каскадеры. Когда на экране человек летит головой вниз из окна высокого этажа — это же уникальный кадр! Он летит сам, без дублера! А уже ребенка, который выпрыгивает следом, дублирует каскадер. И звезды кино очень охотно снимаются в “Ералаше”. Даже сами просятся. Вот, мне передали, сейчас хочет сняться в “Ералаше” Хабенский. И вообще, съемочная группа “Ералаша” не встречает отказа — с кем из известных киноартистов хотим работать, с тем и работаем. Сейчас вот ищем яркого артиста для серии о школьном психологе. Будет замечательный, смешной сюжет!
И все же главными героями “Ералаша” всегда были дети. С первых лет своего существования киножурнал стал кузницей актерских кадров. Причем не только российских, но и белорусских. В Минске есть представитель “Ералаша” режиссер Евгений Ковалец. Он снимает замечательные сюжеты, в которых играют белорусские дети и подростки.
— А как вы ищете маленьких актеров?
— Мы их не ищем, мы их готовим, — поясняет Борис Грачевский. — Так не бывает, это миф: режиссер случайно встречает на улице мальчика или девочку и восклицает “Ах, какой красивый ребенок! Пожалуйте на съемочную площадку”. На самом деле существует актерское агентство “Ералаш”, где все приходящие дети проходят сложнейший отбор, а потом тех, кого приняли, там куют и воспитывают. Ведь съемки в “Ералаше” — это адская профессиональная работа! Бывает, приходится работать всю ночь (в какую-то обстановку, где надо снимать сюжет, нас могут пустить только ночью). Можете себе представить — маленькие дети ночью снимаются! И все равно от желающих просто нет отбоя. Кое-кто из наших маленьких актеров, вырастая, связывает свою судьбу с кинематографом, кто-то нет. Но работа над “Ералашем”, убежден, остается одним из самых ярких воспоминаний в их жизни.
Чтобы быть востребованным юным зрителем, “Ералаш” должен постоянно держать руку на пульсе времени.
Внутренне современные дети такие же, какими были мы. Но жизнь меняется, и постоянно меняются внешние атрибуты, на которые опираются дети, — а ведь это очень важно! Сегодня в “Ералаше” есть сюжеты об Интернете, компьютерные спецэффекты. Я знаю, чем увлекаются современная детвора и подростки, какую музыку слушают, кто у них кумиры. Скажу без лишней скромности: мы говорим с современными детьми на том языке, который они понимают, на их языке.
— Случалось ли, что какой-то сюжет “Ералаша” ругали учителя, ученые и чиновники от педагогики?
— Раньше были такие случаи. Им обидно: за несколько минут мы на экране решаем проблемы, которым они посвящают тома диссертаций. В последние годы ничего подобного уже не случается. Собственно, мы сами никого не слушаем: мне кажется, после тридцати лет работы над “Ералашем” я уже могу учить учителей искусству понимать детей.
— А откуда у вас это понимание? Ведь ваше детство осталось далеко в прошлом, и даже ваши дети уже взрослые?
— Мои сын и дочь действительно давно выросли, и я уже дедушка. А понимание детского восприятия жизни во мне от того, что я вообще ничего никогда не забываю, что было со мной и что было вокруг меня. Так уж я устроен. Я помню себя с двух лет, причем с деталями и подробностями: какие афиши висели, какая была погода, мебель, фасоны пальто... Мне кажется, моим детям, когда они были маленькими, не приходилось сталкиваться с проблемой непонимания с моей стороны. Я не всегда с ними был согласен, но я понимал, почему они так говорят и поступают. А ведь это очень важно!
— Как вы считаете, “Ералаш” — это интернациональный юмор?
— Нет. В дальнем зарубежье “Ералаш” не понимают. Мы возим наш киножурнал на детские кинофестивали, побеждаем во всех конкурсах, но детская аудитория там нас не понимает, и “Ералаш” за границей не покупают. Дело в том, что “Ералаш” — это умный юмор, требующий внимания и сосредоточения. Западные дети не готовы к такому юмору, их этому не учат. Я знаю точно: наши дети умнее. Они умеют думать над шутками.
Профессионального праздника у создателей “Ералаша”, по словам Бориса Грачевского, нет, своим собственным “красным днем календаря” “ералашевцы” не считают ни День смеха 1 апреля, ни день рождения журнала. “Просто у нас праздник каждый день”, — говорит мой собеседник.
В ближайших планах Бориса Грачевского — снять полнометражную картину. Она тоже будет посвящена молодому поколению: фильм о 15-летних девочках. И это кино будет грустным. Борис Юрьевич поясняет:
— Хочу сказать с экрана правду о том, что у юных существуют серьезные проблемы, которые зачастую не видны взрослым...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter