Человек без определенного места жительства впервые получил паспорт в 50 лет

Эра милосердия

Едем в Слуцк. За рулем — начальник уголовно-исполнительной инспекции Октябрьского РУВД Минска подполковник милиции Дмитрий Мурашко. Он везет пассажира с красивой фамилией Крыница и нескладной судьбой человека без определенного места жительства. Попросту — бродяги. Обычно Андрей обитал на минском вокзале, несколько раз временным жильем для него становились места заключения, куда попадал главным образом за мелкие кражи. Когда-то у него был советский паспорт, другого в руках не держал. В Слуцке 50-летнему мужчине впервые вручат белорусский паспорт.

Елена Карпеева вручает паспорт Андрею Крынице

Андрей Крыница был упомянут среди прочих действующих лиц в материале «Шанс есть всегда» на сайте sb.by. На тот момент инспектора устроили его в христианскую обитель недалеко от Минска. Андрей отбывал послушание, то есть работал, жил в непривычном комфорте и был доволен. Ожидалось, что в обители ему помогут с документами, чтобы мог нормально трудоустроиться. «Назад не хочу. Буду стараться. Все есть: руки, ноги, голова и... одни грехи», — сказал он мне тогда… 

— Почему, Андрей, ты опять оказался на улице?

— Трудно молиться.

— Сегодня где ночевал?

— На вокзале. 

При монастыре Крыница пробыл всего месяц. Вновь оказавшись на улице, вскрыл себе вены и попал в Новинки, в психиатрическую клинику. Потом опять улица, затем его ненадолго приютили в благотворительной организации «Лига добра», зимой вернулся на минский вокзал. А потом опять пришел за помощью в уголовно-исполнительную инспекцию.

Старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции Октябрьского РУВД г. Минска Сергей Яговдик (слева) и начальник уголовно-исполнительной инспекции Октябрьского РУВД г. Минска Дмитрий Мурашко.

Там тоже настали непростые времена: черная полоса, как выразился знакомый нам по прежней публикации капитан Сергей Яговдик. Проще говоря, поднадзорные стали совершать преступления, включая тяжкие. Один из тех, за кого отвечал Яговдик, вновь попался с наркотиками, другой совершил убийство. Отвечал капитан не формально, а буквально, дисциплинарными взысканиями и потерей в заработке. А на учете в инспекции, между прочим, более тысячи преступивших закон граждан. Казалось бы, при такой-то нагрузке и нешуточной ответственности какое дело было инспекторам до Андрея Крыницы? Тем более что доверие он фактически обманул. 

Мало сказать, что инспектора от него не отмахнулись. В Слуцк по его делам несколько раз ездили и даже платили за его свидетельство о рождении, за паспорт. Почему Слуцк? Там у Крыницы, уроженца Борисовского района, была последняя прописка в квартире, которой он лишился за неуплату. В Слуцке ради него ранее тоже проделали серьезную работу.

Начальник отделения по гражданству и миграции Слуцкого РОВД Сергей Королик
Документ Андрею вручала паспортистка Елена Карпеева. Предложила расписаться, поздравила. Обошлось без лишнего пафоса. Потом рассказала мне, что таких, как Крыница, никогда не имевших белорусского паспорта, в районе 63 человека на 92 тысячи населения. Относительно немного. Одни ведут асоциальный образ жизни, пьют, не работают, другие не получают документ по религиозным или каким-то иным убеждениям. Елена Карпеева говорит: «Раз в квартал высылаем им уведомления: вдруг надумают. Часто сельсоветы помогают, приводят людей к нам чуть ли не за ручку, сфотографируют за свои деньги. Нянчатся, как с малыми детьми». 

К разговору присоединяется начальник отделения по гражданству и миграции Слуцкого РОВД майор Сергей Королик: «Паспорт получается по заявительному принципу, заставить человека мы не можем. Андрей Крыница желания не изъявлял. Хорошо, что наши коллеги в Минске помогли ему определиться, сопроводили сюда. Но сначала нам нужно было решить вопрос гражданства. До 1991 года мы все являлись гражданами СССР. Потом был принят закон, предусматривающий, что гражданином Республики Беларусь является лицо, которое имело статус постоянного жителя Беларуси на 12 ноября 1991 года. Андрей Геннадьевич выписался с нашей территории в 1989-м и уехал. Путешествовал. С учетом особенностей его личности и биографии мы испытали немалые трудности: собранных документов хватило на увесистое личное дело». 

Все позади. «Имея паспорт, Андрей может приступить к работе хоть завтра, на первое время определим его в центр временного содержания», — заверил Дмитрий Мурашко. С трудоустройством и социализацией таких людей — с неустроенной судьбой и твердым намерением ее изменить — помогает, например, Александр, бывший работник милиции. Он устроил уже многих ранее судимых, условие одно: наличие паспорта для легальной работы. 

Тем же, включая психологическую поддержку, занят и Вячеслав, бывший наркоман с девятью судимостями. Недавно он на профилактическом мероприятии в Октябрьском РУВД выступал перед очередной группой ранее судимых за наркотики, грабежи, разбои… На примере своей судьбы показывал собравшимся другую, светлую сторону жизни. После выступления несколько человек захотели поговорить с ним наедине, подробней. 


«Это неправда, что мы какие-то баллы для отчетности зарабатываем, — говорит Дмитрий Мурашко. — Мы лишь хотим, чтобы эти люди больше не совершали преступлений». Андрей Крыница явно не хочет. Даже в пьянстве он давно замечен не был. Во время последних его скитаний Мурашко постоянно контролировал передвижения подопечного с помощью ОМОНа и милицейских патрулей, те докладывали: «Ваш как стеклышко». Андрей держался. 

А если бы, допустим, он предпочел остаться в Слуцке? На этот вопрос ответил заместитель начальника Слуцкого РОВД, начальник милиции общественной безопасности Александр Семенович: «В этом смысле отличий нет. Все те механизмы, которые работают в Минске, действуют и у нас. Сделали бы Андрею Крынице паспорт, приютили в кризисной комнате, с помощью райисполкома трудоустроили… Главное, чтобы человек сам захотел».

Всплеска радости от получения паспорта Андрей Крыница не проявил. Или важности события не осознал, или жизнь научила скрывать эмоции за маской безразличия. Не берусь авансировать его будущее. От него трудно ожидать трудовых подвигов на благо страны. Себя прокормит — и хорошо. Не он, как вы понимаете, главный герой статьи, а Дмитрий Мурашко, Сергей Яговдик и множество их коллег в милицейских погонах, которые, не считаясь с личным временем, бьются за каждую судьбу, даже если окружающим она видится безнадежной. Напоследок я спросил капитана Яговдика:

— И все же почему вы так много времени и сил уделили Андрею Крынице? 

— Он же помощи просил.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter