Эра милосердия

Медсестры, фельдшеры и акушерки - это не только основа и опора медицинской системы, но и весьма серьезная общественная сила.
Медсестры, фельдшеры и акушерки - это не только основа и опора медицинской системы, но и весьма серьезная общественная сила. Таков лейтмотив состоявшейся в Минске международной конференции, собравшей 130 активистов сестринского движения из разных стран мира.

У среднего звена медицины много проблем. Как посетовала президент Белорусского общественного объединения медицинских сестер Галина Кулагина, за редким исключением их даже не приглашают на научные конференции и семинары, хотя динамику состояния больного сестра наблюдает дольше иного врача. Зато ее с лихвой загружают бумажной работой, за которой приходится проводить времени больше, чем в больничной палате. Между тем рабочий день медсестер и акушерок практически не ограничен: в поисках дополнительного заработка они берут по 1,5 - 2 ставки, работают по совместительству, в праздничные и выходные дни. Так что емкая фраза гостьи конференции ирландки Джин Киарк: "Мы с вами работаем по 24 часа 7 раз в неделю 365 дней в году" - в условиях нашей страны не кажется большим преувеличением. А оклад медицинской сестры высшей квалификации с 15-летним стажем едва дотягивает до уровня минимального потребительского бюджета. А ведь работает средний персонал в условиях повышенного риска - с токсичными, аллергенными препаратами, патогенными микроорганизмами, практически без современных систем защиты. К тому же почти у половины больниц и поликлиник, по данным Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения, условия труда не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Когда специалисты подняли досье 121 медработника, у которых был выявлен туберкулез, оказалось, что абсолютное большинство в этом списке составляют медсестры до 30 лет, причем у 41 процента диагностировали открытую форму болезни...

Медсестер, акушерок и фельдшеров в Беларуси в 2,5 раза больше, чем врачей, - 120 тысяч. И игнорировать проблемы самой массовой категории работников здравоохранения просто невозможно. Полегче дело обстоит на местах, где власти пытаются найти локальные решения. В Минской, Витебской и Гомельской области в полном соответствии с мировой практикой недавно появилась новая штатная должность - специалист по сестринскому движению, проще говоря, главная региональная медицинская сестра (Минздрав такого специалиста в масштабах республики до сих пор не имеет). Среднему медперсоналу достается большая половина из тех 100 квартир, которые Мингорисполком ежегодно выделяет медикам в жилищно-строительных кооперативах. К 15 медучилищам и 2 колледжам добавились очное и заочное отделения факультета по подготовке главных медицинских сестер, так что это звено постепенно перестает быть средним и в смысле образования. В корне же, как заверил министр здравоохранения Владислав Остапенко, положение должна поменять Государственная программа развития сестринской службы, которая уже одобрена коллегией Минздрава и вынесена на обсуждение общественности. Если все пойдет по плану и документ будет принят Всемирной организацией здравоохранения, статус медсестры изменится кардинально.

В XXI веке мы вправе будем ждать от медсестер не только заботливого ухода: они получат шанс организовать частную практику, поработать в составе медбригад, примерят на себя роль исследователей, семейных медсестер и даже главных менеджеров клиник. В декларации, принятой на Мюнхенской конференции медицинских сестер и акушерок, вообще утверждается, что именно им принадлежит ведущая роль в развитии европейского здравоохранения. И это не случайно. Ведь сестринскому движению более 100 лет. Например, в США первые упоминания о нем относятся к 70-м годам XIX века. В 1899 году создается Международный совет медицинских сестер, который ныне отстаивает интересы 120 национальных ассоциаций. Недавно впервые в истории медсестра Эйнна Фосетт-Хенеси заняла в ВОЗ пост регионального советника по организации и управлению здравоохранением. Что касается лидеров направления, то, скажем, в Ирландии не только создан специальный комитет по сестринскому делу, принят Кодекс медсестры, введено трехуровневое образование для этой категории медработников, но даже в правительство входит отдельный комитет для главных медсестер всех специализаций. В принципе, в этом нет ничего удивительного: хорошая сестра во всем мире сегодня в таком дефиците, что некоторые страны переманивают средний медперсонал из менее развитых регионов и осыпают льготами своих граждан, выбравших эту профессию.

Беларуси в этом смысле ближе пример России, где армия работников со специальным медицинским образованием (1,5 млн. человек!) слишком велика, чтобы с ней не считались. За 7 лет работы российская Ассоциация медсестер объединила 47 регионов, более 50 тысяч сестер, акушерок и фельдшеров и уже работает над соответствующим законом, защищающим их права. Кстати, Белорусское общественное объединение медицинских сестер насчитывает пока 800 человек...

Представитель ВОЗ Джин Киарк вспоминает, что ее преподавательница в университете, тоже, кстати, медсестра, любила повторять: "Всегда где-то есть тот, кто может повлиять на процесс принятия решений". "Так почему этим "кто-то" не может стать медсестра?" - спросила себя Джин, и с этого момента началась ее общественная карьера. В Беларуси сестринское движение набирает обороты, и перспективы его зависят от того, сколько людей зададутся подобным вопросом.

На снимке: медсестра Детского хирургического центра минской клинической больницы ј 1 Ольга Полещук.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter