Эра «клубных» кофеен

«Будет тебе ванна, кофе и какава с чаем». В последнее время появляется все больше кофеен, которые работают по такому принципу. Фраппе, мокачино и прочими латте уже никого не удивишь. Даже бесплатный Wi-Fi и розетки, чтобы подзарядить телефон или ноутбук, воспринимаются как должное.

«Будет тебе ванна, кофе и какава с чаем». В последнее время появляется все больше кофеен, которые работают по такому принципу. Фраппе, мокачино и прочими латте уже никого не удивишь. Даже бесплатный Wi-Fi и розетки, чтобы подзарядить телефон или ноутбук, воспринимаются как должное. А поэтому настала эра «клубных» кофеен: с книжками-раскрасками, настольными играми и тематическими вечерами.

 

 

Вначале было ведро

Эти маленькие уютные заведения не только служат местом, где можно посидеть и выпить кофе, но и формируют городское культурное пространство. Они ориентируются на круг постоянных клиентов со схожими интересами, для которых организуются различные вечеринки, выставки, конкурсы и танцы.
В советское время о такой роскоши никто и не мечтал. В системе общепита, которая работала как конвейер, трудно было представить, чтобы пролетарий занимался в стенах столовых и баров чем-то, кроме поглощения пищи. Самое большее, на что можно было рассчитывать, – что буфетчица в халате нальет тебе кофе из ведра в граненый стакан.

У нас первой кофейней, которая стала предоставлять посетителям немного больше, чем пищу для желудка, стал минский Coffee On. Три года назад это заведение произвело настоящий фурор. Неприметная пристройка к переходу метро превратилась в притягательный объект для креативной молодежи.

Особая атмосфера начинается с мелочей. Их замечаешь сразу же, когда заходишь внутрь. Книжная полка, настольные игры, которые никогда не лежат без дела, приставка, вся стена увешана фотографиями, из динамиков звучит Franz Ferdinand. Бариста Катя Шинкоренко приветливо улыбается:

– Мы сами наполняем библиотеку интересными журналами и книгами. Люди могут их брать, уносить с собой и приносить что-то взамен. Планируем сделать что-то наподобие буккроссинга. Вывешиваем афиши с интересными для молодежи событиями города: концертами, спектаклями, выставками. Концерта Солодухи вы здесь не найдете. Мы и сами устраиваем много чего. Кинопоказы, вечера фортепианной музыки. Можно прислать заявку или даже предложить на месте сыграть что-нибудь на нашем синтезаторе.

 

Так Эпплы всякие и создаются

 

За просто так

Впрочем, заняться музицированием можно и в других кофейнях, например в недавно открывшемся Dream Cafe. Здесь стоит пианино, на котором каждый волен поиграть как виртуоз или просто порепетировать. Правда, не в любое время, потому что по средам и пятницам здесь проходят вечера американской и французской киноклассики. Когда все спокойно, можно пошарить по полочкам и отыскать какое-нибудь интересное чтиво: от произведений Дэна Брауна и Януша Вишневского до «Вязания на спицах и крючком», «Советской портретной живописи» и «Высшего образования в Израиле».

Книги – это вообще отдельная песня. Часто за пополнение книжной коллекции гостей угощают бесплатным напитком. Например, в GURU Coffee Club это сделают за три корешка.

Бонусы можно получить буквально ни за что. Так Coffeе On, который первым стал активно контактировать с интернет-аудиторией, придумал устраивать акции для пользователей Foursquare – сети, где люди «отмечаются» в посещенных ими местах, зарабатывают очки и пишут рекомендации. «Зачекинился» в кофейне – получи скидку.

Бариста Станислав Бодейко припоминает и другой пример взаимодействия с клиентами через социальные сети: «Бывало такое, что у нас заканчивались какие-нибудь принадлежности для туалета, и мы об этом узнавали от директора, которому кто-то быстренько успел написать в «Твиттере».
Основная фишка – это плотное сообщество. Ты всех знаешь, и тебя все знают. Не-удивительно, что у сотрудников в друзьях почти все постоянные клиенты, а таковых, кстати, большинство. Некоторые даже приходят каждый день.

– У нас очень много ярких посетителей. Например, есть такой Денис, который очень любит развлекать народ. Когда он приходит, то начинает танцевать, делать колесо, разносить чужие заказы и беседовать со всеми. Есть гости, которые разговаривают только на белорусском языке. Это очень красиво, и мы планируем сделать «два государственных языка в Coffee On», чтобы все было и по-русски, и по-белорусски.

 

Привет, брат, привет

 

Как правильно пить, чтобы заработать

Бывает, что вместе собираются целые творческие группы. Студенты расположенного неподалеку Университета культуры любят приходить, обсуждать проекты за чашечкой кофе и даже репетировать. Интересная вещь: они всегда находят себе добровольных помощников. Видят человека, с которым лично не знакомы, но известно, что он, например, фотограф или большой специалист в графическом дизайне. Подходят и спрашивают, может ли он им помочь с афишей. И он с легкостью соглашается, хотя обычно его услуги стоят очень дорого.

Здесь часто собираются молодые стартаперы с кучей ноутбуков. Смотришь, как они работают, пишут свои приложения – такое чувство, будто новый Apple создают. Ребята-бариста вспоминают парня, который подъехал к зданию на ауди и сказал, что заработал на машину, сидя в кофейне – ему нужен был только кофе и бесплатный интернет.

Работа работой, но тематические кофейни – это прежде всего место отдыха. Поэтому здесь всегда полно развлечений. От «несерьезных», наподобие видеоигр и «Мафии», до содержательных лекций. Например, в «Зерне» периодически проходят встречи любителей крупных форм «Кофе и архитектура». Они смотрят интересные видеоролики, обсуждают тенденции и попивают вкусные напитки. Это место также отличилось нескучной лекцией про энергосбережение. А вообще перечислять события, которые способны устроить у себя кофейни, можно бесконечно долго. Поэтические вечера, встречи женского клуба, джазовые выступления, ярмарки изделий ручной работы, тематические вечеринки перед концертами знаменитых артистов, трибьюты…

Анастасия Гречневая, менеджер по персоналу CoffeeBox, говорит, что в таком месте приятнее работать, чем в обычной кофейне, потому что чувствуешь себя по-другому.

– Эта работа меня не отпускает, – подтверждает Катя Шинкаренко из Coffee On. – Если я и уйду отсюда, то только в свою кофейню, которую очень хочу открыть. Тут у меня появилось очень много друзей. Раньше я была не такой общительной, но здесь я переборола свой страх. Теперь могу легко заговорить с незнакомым человеком. И это так круто – знакомиться с новыми людьми! Оказывается, это очень просто.

 


Любопытно

Если в душевных «клубных» кофейнях фоновую музыку выбирают сами работники или клиенты, то в крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks все делается централизованно. Композиция, которую вы слышите в Нью-Йорке, играет в эту же минуту и в Москве.


Елена ТАЛАЛАЕВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter