Эра Большого

Большому театру - 85. История в архивных фотографиях

Большому театру Беларуси — 85. По его величественному зданию на площади Парижской Коммуны можно изучать историю не только отечественного музыкального искусства, но и всей страны. И кажется, будто на Большой работает само время. Ведь, несмотря на цифры и богатую биографию, он по–прежнему молод душой и полон премьерных планов. Впереди — «Петрушка» от любимца публики Андриса Лиепы и первая в истории театра «Соломея» в режиссуре Михаила Панджавидзе. О собственном юбилейном вечере здесь, впрочем, тоже не забыли. Сегодня именинник зовет всех театралов на нарядный праздничный гала–концерт. Среди гостей — сплошь народные и заслуженные артисты: Владимир Галузин, Нина Ананиашвили, Илзе и Андрис Лиепа, Теймураз Гугушвили и многие–многие другие. Однако большой юбилей — это не только возможность соблюсти на сцене баланс между традициями и экспериментом, но и повод вспомнить отдельные факты из почти вековой истории. Вашему вниманию — архивные фото лучших моментов последних 85 лет.

1. Лариса Александровская в роли Кармен, 1933 г.


С этого спектакля в 1933 году началась история театра — им же она и продолжается по сей день. Завтра вечером в честь 85–летия в роли Кармен в одноименной опере Бизе на сцену Большого выйдет французская дива Алима Мамди. Однако в памяти театралов лучшей Кармен, блиставшей на нашей сцене, была и остается великая Лариса Александровская. Популярность оперы с участием примы была ошеломляющей: спектакль шел едва ли не каждый вечер. В кулуарах рассказывают, что однажды маленький сын артистки Игорь, обманутый реалистичностью игры актеров, принес на спектакль в карманах камни, чтобы защитить маму. Мальчик часто бывал на репетициях и знал, что Кармен должна погибнуть на сцене от руки дона Хозе. Благо труппа успела пресечь намерения юного защитника.

2. Первая балетная постановка — спектакль «Красный мак» Льва Крамаревского, август 1933 г.


Балет «Красный мак» знаменитого композитора Рейнгольда Глиэра в 1930 — 1940–х годах был безумно популярен, его давали в театрах по всему Советскому Союзу. Минск постановку тоже не обошел вниманием, «Красный мак» стал первым балетным спектаклем на белорусской сцене. В день премьеры начало задержали на несколько часов: в спешке дошивали костюмы. Закончился спектакль далеко за полночь. В роли Тао Хоа — блистательная Тамара Узунова.


3. Здание театра в годы войны

За год до начала войны театр обрел статус Большого. В первые же дни Великой Отечественной на здание упала авиабомба, разрушив зрительный зал. Оккупанты разграбили интерьеры и убранство и вывезли все ценные вещи в Германию. После окончания войны и возвращения труппы из эвакуации началась его реконструкция: артисты оперы и балета в театре и жили, и работали.

1944 г.

1949 г.


4. «Альпийская баллада», 1967 г.

Новый этап развития национальных традиций в балете связан с творчеством Евгения Глебова. За 85–летнюю историю театра на сцене поставили 6 его балетов, среди которых «Альпийская баллада» по одноименной повести Василя Быкова. На фото — композитор Евгений Глебов и писатель Василь Быков с исполнителями ролей Джулии и Ивана Ольгой Лаппо и Виктором Саркисьяном.

К слову, в следующем сезоне, в год 75–летия освобождения Беларуси, в Большом обещают восстановить спектакль-легенду. Тем самым здесь охватят еще несколько юбилеев: Василю Быкову и хореографу Отару Дадишкилиани — по 95, Глебову — 90, Евгению Чемодурову, в прошлом главному художнику театра, — 105. 

5. Елена Образцова в роли Сантуццы, 1979 г.


В прошлом году на сцену Большого вернулась «Сельская честь» — провинциальная сицилийская драма о любви, измене, мести и ритуальном укусе за ухо. Операманам со стажем это произведение Пьетро Масканьи знакомо еще с конца 1970–х. Тогда на белорусской сцене в роли Сантуццы блистала сама Елена Образцова! К слову, именно в Минске великая артистка спела эту партию впервые — до этого были лишь концертные исполнения. «Моим дорогим коллегам, чудесным друзьям в день премьеры моей в «Сельской чести» в вашем изумительном театре. Спасибо. Елена Образцова» — эта открытка до сих пор хранится в архиве Большого театра.


6. Театр во время реконструкции, май 2007 г.

В 2009 году Большой обнулил счет времени — 8 марта Президент Александр Лукашенко открыл театр после трехлетней реконструкции. В здании появился пол из девяти видов гранита, шикарные хрустальные светильники, а на фасаде — скульптуры четырех муз и бога Аполлона. «Сердце» оперного — его сцена — после реконструкции стала одной из новейших и современных в Европе. Она словно сделала реверанс в сторону зрителей, чтобы публике было удобнее следить за происходящим — это стало возможным благодаря 4–процентному наклону пола.

7. Балет «Витовт», 2013 г.

В 2013 году новый театральный сезон открыл спектакль «Витовт». Впервые за 15 лет труппа создала сугубо национальный продукт, где все — либретто, музыка и хореография — исключительно белорусское и оригинальное. Сегодня «Витовт» — визитная карточка Большого, его гордость, честь и слава. Но не исключено, что уже в следующем году лавры национального достояния перейдут к «Анастасии Слуцкой», об этом балете в театре мечтают не первый сезон. Над либретто уже вовсю трудятся Анатолий Делендик (он же написал и сценарий к одноименному фильму), музыка Вячеслава Кузнецова, хореография Юрия Трояна.

8. Владимир Гридюшко и Нина Ананиашвили на премьере «Лауренсии», 2014 г.

Четыре года назад грузинская прима Нина Ананиашвили вернула в репертуар Большого шедевр советской хореографии — балет «Лауренсия». От революции на сцене артистка категорически отказалась, новая «Лауренсия» получилась максимально приближенной к оригинальной версии. Хореография Вахтанга Чабукиани — то ценное, ради чего было решено возродить забытый спектакль. Отвечать за наряды главных героев Ананиашвили позвала давнего друга — историка моды и по совместительству популярного телеведущего Александра Васильева.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...