Как добиться полного импортозамещения

Эпоха замещения

Поставки товаров из-за рубежа подразумевают вывод за границу иностранной валюты и, по сути, финансирование экономики чужого государства. Именно поэтому большое влияние практически во всех странах уделяется вопросам импортозамещения. У нас работа в этом направлении идет давно. Принимаются не только целевые госпрограммы, но и программы отдельных министерств, Национальной академии наук и других госорганов. Что еще предстоит сделать? Об этом рассуждают наши эксперты.

Вектор сотрудничества


Приоритеты в трансформации промышленности у нас выстроены таким образом: сохранение рабочих коллективов, развитие социальной инфраструктуры, обеспечения продовольственной и энергетической бе­зопасности. Задача любого государства — создать максимум условий для успешного функционирования бизнеса. Это важнейшая часть стратегии и тактики устойчивого развития. Доля импорта не должна превышать 20—25 процентов. Конечно, импорт импорту рознь. Одно дело наладить выпуск товаров каждодневного потребления. Например, мы видим, что на столах белорусов продукты отечественного производства. Более дешевые и качественные, они доминируют в потребительской корзине. Но совсем другая история связана с инновационным производством высокотехнологичной продукции, интеграцией в международные производственные и сбытовые цепочки. 

Сегодня на повестке дня — создание производственных частных предприятий и устранение разрыва коммуникаций между решениями, принятыми на государственном уровне и производственными предприятиями. У нас много людей, которые хотят заниматься своим делом. Здесь ключевая роль государства — помочь с кредитами, оборудованием, и самое главное, не терзать проверками. По такому пути шел Китай. Первым делом там провели реформы на селе, расширили сельхозпроизводство, продукцию которого стали активно экспортировать. Потом занялись освоением рынков трудоемкого ширпотреба — изделий из кожи, одежды и обуви. Такие производства стали появляться в городах и сельской местности. Со временем это перетекло в настоящую промышленную революцию: от выпуска автомобильных комплектующих до электроники. И как квинтэссенция всех действий — освоение высоких технологий. Сейчас Китай занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции. 

В управлении экономикой нужны постепенные и последовательные преобразования в сторону баланса малых, средних и больших предприятий, их самостоятельности и мобильности. Для Германии, Дании, Франции характерно следующее соотношение: малых предприятий — 70 процентов, средних — 22 процента, крупных — 8 процентов. Чтобы приблизить белорусскую экономику к таким показателям, нужны совместные усилия государства и предпринимателей в создании государственных и частных агентств развития. Их деятельность должна быть ориентирована на средний и мелкий бизнес и инвесторов путем оказания им различных услуг: юридических, оценочных, маркетинговых. 

Чтобы в нашей стране развивалась деловая инициатива, нужен комплекс мер. Первое — стабильное законодательство. Любой новый закон должен быть направлен на упрощение ведения бизнеса. Второй момент. Сокращению производственного импорта поможет открытость и оптимизация закупок зарубежных технологий, комплектующих и сырья. Для этого необходимо создание специальных платформ на основе научно обоснованных заявок предприятий и приглашения малого и среднего бизнеса к их реализации. В эпоху цифровой трансформации все это сделать несложно. Но что мы видим на деле. Один наш завод завязал сотрудничество с известным в мире поставщиком оборудования. Однако сроки той компанией были сорваны, а часть оборудования оказалась неподходящей. Начались судебные тяжбы. И не закончились они до сих пор. Не помогло даже наличие банковской гарантии. А ведь все могло пойти по другому сценарию. 

Аналогичная ситуация с кредитами. Производственный бизнес не должен выступать просителем займа. Наоборот, банки должны обоснованно предлагать кредиты для развития бизнеса исходя из общегосударственных задач, расширяя тем самым и свою клиентскую базу. 

Для сокращения импорта и госпредприятиям, и частному бизнесу в нашей стране нужно мобилизоваться, усовершенствовать механизмы совместной работы с использованием цифровой экономики и настроиться на положительный результат. Многое уже сделано и делается. Об этом свидетельствуют независимые рейтинги. Нужно и дальше в соответствии с директивами Президента последовательно изменять вектор от всеобщего контроля государством малого бизнеса на вектор всестороннего сотрудничества и поддержки. 

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Качество имеет значение


Чем меньше валюты мы тратим на закупку импорта и чем больше производим и продаем собственных товаров, тем крепче наша экономика. Это аксиома. Прежде всего нашим производителям стоит подумать о качестве своих товаров и услуг. 

Суть экономической политики государства — формировать благоприятную среду для всех предприятий независимо от формы собственности. В основе настоящего, а не искусственного импортозамещения лежат не административные подпорки и решения, а создание условий, благоприятных для работы и развития компаний. Рынок сам по себе служит главным стимулом: если хочешь получать высокую прибыль, предлагай покупателю качественный товар. 

Отсутствие конкурентной среды снижает мотивацию развития у отечественных производителей, что ведет не только к технологическому отставанию, но и к экономической неэффективности. Что необходимо сделать, чтобы идея импортозамещения начала эффективно работать? Порой предложения по замене товаров из-за границы на отечественные рождаются не в результате маркетинговых исследований, а указаниями. Так быть не должно. Маркетинговые исследования подразумевают определение четких рынков сбыта и оценку конкурентоспособности. 

Импортозамещение вовсе не значит, что надо все делать своими руками. Такой подход нецелесообразен. И нереален. Мы вынуждены по разным объективным обстоятельствам завозить товары из-за рубежа. Если заменить весь импорт, возникнут большие издержки. Например, Россия не проиграла за счет того, что пустила на свой рынок мировых автопроизводителей. Мы видим, как развивается производство современных комплектующих, налаживается экспорт, создаются новые рабочие места, увеличивается уровень локализации иномарок. 

Ту же акриловую кислоту и другую химию нам приходится закупать за границей. Ее не выпускают в Беларуси. Но стоит ли осваивать такое производство с точки зрения экономической целесообразности — вопрос весьма спорный. Для конкурентоспособности данного товара нужны большие объемы, да и необходимого сырья у нас нет. 

Да, зачастую белорусским товарам не хватает маркетинга и рекламы, но самое главное, конечно, высокое качество. Тогда у населения появится позитивный настрой на покупку нашей продукции. К слову, наша экономика может извлечь плюсы из непростой ситуации, связанной с распространением коронавируса. Отечественным производителям нужно быстро сориентироваться и перестроиться. Например, при выпуске антисептика белорусская компания закупала иностранный спирт. Сейчас его поставки прекратились. Значит, нужно использовать свое сырье для производства такого популярного сейчас товара. Но для этого одного желания производителей мало. Нужны особые решения министерств и ведомств. И с принятием этих документов медлить нельзя. Нужно быстро и гибко реагировать на ситуацию. 

Сергей Новицкий, член Совета по развитию предпринимательства при Президенте

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter