Как дефект зрения помог Леонардо да Винчи создавать шедевры

Эпоха Возрождения в 3D

Леонардо да Винчи страдал непостоянным расходящимся косоглазием. Такой диагноз итальянскому гению поставили ученые из Лондонского городского университета. По их мнению, художник иногда мог фокусироваться на изображаемом предмете только одним глазом, что влияло на его восприятие реальности. Именно монокулярное зрение помогло да Винчи развить свою теорию перспективы, отмечают авторы исследования. Специалисты полагают, что такая особенность зрения действительно могла повлиять на творчество ярчайшего представителя эпохи Возрождения, однако эффекта трехмерности на своих полотнах он добился, прежде всего, благодаря таланту.

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». На полотне видно перспективу к трехмерному горному пейзажу.
russian.rt.com

Глаза  разбегаются

Некоторые известные художники, например Рембрандт, Дюрер и Дега, страдали косоглазием. Это видно из их автопортретов, на которых заметно неправильное положение роговицы одного из глаз. Кристофер Тайлер из Лондонского городского университета предположил, что в этот ряд можно поставить и Леонардо да Винчи. Исследователь изучил шесть работ (две скульптуры, две картины маслом и два рисунка) — возможные автопортреты или портреты художника — и измерил в них угол косоглазия, угол, на который зрачки у мужчин отклонялись от срединной линии. Угол косоглазия у персонажей картин составлял 10,3 градуса.

При косоглазии один или оба глаза при взгляде на объект отклоняются от центральной оси. При этом со стороны видно, что роговицы расположены несимметрично по отношению к углам или краям век. Различают несколько видов этого заболевания, в том числе расходящееся косоглазие (экзотропию), когда роговица направлена к краю глаза. Косоглазие может быть прерывистым, то  есть иногда оно проявляется, а иногда человек может выровнять глаза.

Исследователь изучил статую Давида и терракотовый бюст под условным названием «Молодой воин» работы Андреа дель Верроккьо. Предположительно, моделью для молодого воина выступал Леонардо, который во время создания этой работы был учеником в мастерской скульптора. При этом внешне воин очень похож на Давида, и у обоих скульптур заметно косоглазие. Два живописных полотна, которые исследовал Тайлер, — «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира» — принадлежат кисти самого художника. Хотя, предположительно, они не были его автопортретами. Да Винчи, вероятно, считал, что картины будут в той или иной степени отражать его внешность. В Атлантическом кодексе, сборнике чертежей и рассуждений на разные темы, он писал: «[Душа] направляет руку художника и заставляет его копировать себя, так как душе кажется, что это лучший способ изобразить человека». К тому же  внешне Иоанн Креститель очень похож на Давида, изваянного Верроккьо. Поэтому, возможно, что да Винчи придал святому свои черты. Наконец, персонажи, изображенные на автопортрете пожилого Леонардо, и  Витрувианский человек, внешне похожий на да Винчи, тоже страдали косоглазием.

Ученые давно обратили внимание на удивительную даже для художников эпохи Возрождения реалистичность полотен. В частности, в своих пейзажах да Винчи, переосмыслив технику изображения перспективы, смог добиться эффекта трехмерного пространства. На этот раз специалисты Лондонского городского университета приняли во внимание результаты предыдущих исследований своих коллег — в 2004 году ученые из Гарварда провели эксперимент, в ходе которого художникам предстояло воспроизвести на холсте различные предметы. Оказалось, что у живописцев с той или иной формой косоглазия рисунки получались поразительно точными и максимально реалистичными.    

Особый  взгляд

По всей видимости, косоглазие Леонардо было не слишком тяжелым, однако ему требовались дополнительные усилия, чтобы увидеть привычный нам объемный мир. Напрягая глазные мышцы, да Винчи мог переключаться между двухмерным и трехмерным восприятием.

Наша способность видеть трехмерные объекты — так называемое бинокулярное зрение — зависит от точности направления взгляда. При правильной фокусировке обоих глаз мозг совмещает два плоских изображения в одно объемное. Если эта способность нарушена, изображения не сливаются, а сдвигаются относительно друг друга — примерно так происходит в случае, когда мы расфокусируем взгляд и как бы смотрим на удаленный объект, например сквозь экран монитора.

Именно этот эффект Кристофер Тайлер положил в основу своего метода создания стереокартинок Magic Eye, позволяющих увидеть объемные предметы на плоской поверхности за счет совмещения разрозненных деталей.

Андрей КАРПОВ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter