Психолог рассказала, что нужно знать о правилах общения в мессенджерах

Эпоха цифрового этикета

Многим пользователям соцсетей часто бывает сложно понять собеседника — не хватает простой улыбки, интонации голоса, мимики оппонента. Реально ли сегодня договориться об общих правилах поведения при общении онлайн? Разбираемся вместе с доцентом кафедры кадровой политики и психологии управления Академии управления при Президенте, кандидатом психологических наук Екатериной Сапего.

Размер имеет значение

— Екатерина Ивановна, в чем особенность восприятия письменных сообщений в отличие от вербального контакта и на какие особенности онлайн-переписки всегда нужно обращать внимание?

— Когда мы не видим собеседника и не слышим его интонацию, слова текста могут восприниматься громче и сильнее, чем сказанные при личном общении. И если ваш характер переписки носит анонимный характер, порой текст — единственный источник, на основании которого у собеседника складывается впечатление о вас.

Нужно понимать, что восприятие вашего сообщения может зависеть от настроения оппонента. Порой люди реагируют совсем иначе, чем предполагал отправитель. Если вы получили в ответ недовольство или раздражение собеседника, не следует сразу принимать это на свой счет. Можно проинформировать, что именно вы закладывали в смысл вашего послания, показать свое доброжелательное расположение к партнеру по общению, упомянуть, что не хотели его задеть или обидеть.

Не нужно писать слишком длинные тексты: в наш век клипового мышления и большого потока информации чтение подобных посланий может утомлять собеседника, особенно очень занятого. Лучше научиться формулировать свои мысли коротко, емко и логично — хотя порой это целое искусство, особенно для очень разговорчивых людей.

Нужно проявлять терпение, не обижаться, не высказывать своего недовольства, не ждать молниеносной реакции и понимать, что собеседник не всегда может оперативно отреагировать на ваше сообщение, поскольку может быть занят своими вопросами или работой.

Эмодзи в помощь

— Почему многих людей раздражают голосовые сообщения? Ведь этот способ коммуникации в мессенджерах экономит время.

— Голосовые сообщения, безусловно, очень удобны для отправителя. Но не всегда являются комфортным средством общения для получателя, у которого нет возможности прослушать месседж в транспорте, на улице, во время рабочего совещания. Для этого нужны подходящие условия, и не все специально носят с собой наушники. Кроме того, естественное побуждение в ответ — тоже надиктовать голосовое сообщение. Но, опять-таки, это не всегда возможно: проговаривая текст, мы озвучиваем определенную информацию, которая может быть приватной и предназначенной только для конкретного адресата.

— Обязательно ли использовать смайлики в переписке, чтобы подчеркнуть свои эмоции? Кто-то считает, что фразы без них звучат сухо, пассивно-агрессивно. А кто-то (особенно старшее поколение) не видит смысла тратить время на подобную ерунду.

— С моей точки зрения, склонность ставить смайлики не зависит от возраста. Скорее от эмоциональности и степени позитивности человека, его чувства юмора и общительности.

Эмодзи действительно могут смягчать посыл сообщения и иллюстрировать чувства и эмоции автора, способствовать установлению понимания. Но в то же время и усиливать эффект от слов в тексте. Главное — не переборщить: большое изобилие эмотиконов может раздражать людей с логическим мышлением и не столь эмоциональных, а также создавать эффект несерьезного отношения к адресату сообщения.

Конечно, если вы на работе профсоюзный лидер и сообщаете в чат о предстоящих развлекательных мероприятиях — вполне уместно разбавить их различными эмодзи для привлечения внимания и вовлеченности членов коллектива. Однако если вы руководитель организации и ставите много смайликов — ваши распоряжения или даже просьбы вряд ли будут серьезно восприняты подчиненными.

Подчеркну: если у вас нет такой привычки, необязательно использовать эмодзи. Текст сообщения можно сформулировать по-разному, в случае необходимости — помягче. При этом следует учитывать характер и личностные черты получателя сообщения, особенно если вы знаете о его чувствительности, импульсивности или склонности к обидам и преувеличению.

Не игнорируйте тайм-менеджмент

— Каких главных правил нужно придерживаться при деловом общении в сети?

— Если это касается общения в мессенджерах, вспомним про тайм-менеджмент — переписку стоит ограничить графиком рабочего времени (за исключением форс-мажорных или срочных ситуаций). Поскольку бывает так, что сообщения поступают в деловой чат и в семь утра, и после девяти вечера, и в выходные дни. Это приводит к тому, что у коллег стираются границы между работой и частной жизнью, нет возможности передохнуть и разгрузить мозговую активность, тем самым поддержать психологическое и профессиональное здоровье.

Лучше сохранять деловой тон, сдержанность и вежливость, избегать большого количества эмотиконов. И помнить, что даже посредством переписки вы формируете свой определенный деловой имидж и репутацию.

Претензии, жалобы и возмущения лучше проговаривать при личном общении, хотя порой написать их в электронном письме легче в силу отсутствия перед вами собеседника как сдерживающего фактора и его моментальной реакции на ваши слова.

Следует проявить деликатность при высказывании в инициативном порядке своих идей и предложений по модернизации рабочего процесса через сеть: это может вызвать сопротивление и быть воспринято руководством как намерение его поучать и давать непрошеные советы. Лучше сделать это аккуратно при встрече офлайн в виде вопроса о мнении начальника насчет ваших предложений.

Также важно помнить: передачи посредством сети конфиденциальной информации об организации, коллегах или партнерах лучше избегать, чтобы не столкнуться с фейк-боссом или иными онлайн-мошенниками.

Безбарьерная среда

— Родительские и домовые чаты в мессенджерах часто превращаются в настоящее поле боя: здесь обсуждаются острые вопросы, напряжение порой зашкаливает. Как грамотно вести себя в переписке?

— При интернет-взаимодействии существует эффект растормаживания, который описал эксперт в области киберпсихологии Джон Сулер. Данный эффект представляет собой ослабление психологических барьеров, сдерживающих выход чувств человека. И он может быть как благоприятным (самораскрытие, преодоление страхов в общении), так и токсичным (выплеск агрессии и недовольства, хейтинг и самоутверждение за счет других).

Поэтому не следует реагировать слишком горячо и близко принимать к сердцу возникшие разногласия. Это способно еще больше распалить острые споры. Если вас затронул какой-либо вопрос или отдельная персона, можно перейти к личной переписке с человеком или же позвонить и спокойно прояснить ситуацию. Также если вы администратор группового чата и становится ясно, что возникший вопрос касается только двух участников, лучше предложить им перейти для обсуждения в личный чат.

В нашей власти на время отстраниться от переписки в общем чате или пропустить полилог (разговор многих участников), бегло просмотрев его позже. Как известно, эмоции имеют маятниковую структуру: если поначалу они зашкаливают, то по мере выброса напряжения через какое-то время ослабевают и спадают, уступая место умиротворению.

НА ЗАМЕТКУ

При использовании цифрового жаргона (сокращений наподобие «спс», 4U, LOL, «пжл», «клава», «хомяк» и т.п.) лучше предварительно удостовериться, что получатель сообщения информирован о значении употребляемого сленга, чтобы не ставить его в неудобное положение и не заставлять выглядеть незнающим.

lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter