Минуты вместо часов: как на границе «делают рентген» фурам и ищут контрабанду

Эпоха просвечения

Таможенники утверждают: число желающих провезти незаконно товар через границу по-прежнему велико. В ход идут различные ухищрения — тайники и схроны в автомобилях, двойные днища в чемоданах и сумках, порой контрабанду и запрещенные для провоза предметы пытаются переправить даже на себе. Но есть на вооружении служителей границы «большой рентген», который способен обнаружить даже такую мелочь, как булавка. Подобные системы установлены сразу в нескольких пунктах таможенного досмотра. А в ближайшее время на Гродненщине появятся еще два стационарных инспекционно-досмотровых комплекса (ИДК). Как помогают нести службу эти умные системы и есть ли риск получить дозу облучения при частом пересечении границы? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».

Учитывая, что перевозчикам порой сутками приходится стоять в очередях на погрузку и разгрузку, эти несколько минут никакой роли не сыграют. А за сутки здесь можно проверить около 90 автомобилей.

Орлиный  глаз


На Гродненщине первый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан» появился в пункте пропуска «Привалка» еще в 2014 году. Через год его брат-близнец заработал в «Брузгах». Теперь первый заместитель начальника Гродненской региональной таможни Иван Телешинский рассуждает о дальнейшем внедрении подобных комплексов в других пунктах пропуска области:

— В зоне действия Гродненской региональной таможни сегодня используются два стационарных и три мобильных ИДК. В перспективе — возведение еще одной стационарной установки в пункте пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе. Проект мы реализуем в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша—Беларусь—Украина», вклад Евросоюза — более 4 млн евро. Там будет построен инспекционно-досмотровый комплекс, включая рентгеновскую сканирующую систему и здание для сотрудников. В проект также включена подготовка экспертов для работы на оборудовании. В «Каменном Логе», реконструкция которого, кстати, запланирована на следующий год, также должна появиться рентгеноустановка с использованием излучения достаточно высоких энергий. Пока же там работает мобильный аппарат.

Чтобы было понятно, насколько эффективнее стала работа таможенников с применением высоких технологий, Иван Телешинский приводит такую цифру: инспекционно-досмотровые комплексы позволили в этом году выявить на 60 процентов больше нарушений, чем годом ранее. Всего же за 10 месяцев этого года в зоне действия Гродненской региональной таможни с применением инспекционно-досмотровых комплексов выявили более 1000 нарушений таможенного законодательства, оценочная стоимость незаконно перемещаемых товаров составила свыше 8 млн рублей.

Автомобили в пункте пропуска «Брузги» просвечивают уже почти 10 лет. Поначалу здесь работала мобильная установка, а три года назад появился один из самых современных досмотровых комплексов — Rapiskan Eagle G60. Технология сканирования позволяет за минимальное время — от 5 до 15 минут — провести осмотр автомобиля и перемещаемых в нем товаров без вскрытия транспортного средства. А также устройство помогает оперативно выявить несоответствие товара заявленному в сопроводительных документах. Не стоит забывать про наркотики, оружие и другие запрещенные предметы — их «орлиный глаз» тоже находил не раз.

Тайное  становится  явным


Перед нами большой ангар с рельсами, по которым двигается установка, сканирующая объект по принципу линейного ускорения частиц. На рентген, как упрощенно называют комплекс пересекающие границу, заезжает фура с российскими номерами.

— Откуда едете? — интересуюсь у солидного водителя с усами.

— Возвращаюсь из Германии, — отвечает перевозчик, представившийся Иосифом Иосифовичем. Спустя пару минут он уже вовсю рассказывает свои «таможенные» истории. — Я ведь уже 19 лет фуры вожу. Раньше, бывало, если попадешь под подозрение, можно было и сутки в пункте пропуска просидеть, пока весь товар вручную досмотрят. Сейчас максимум по 10—15 минут на все уходит.

Технология сканирования позволяет за минимальное время — от 5 до 15 минут — провести осмотр перемещаемых в транспортном средстве товаров без его вскрытия.

— А выходить из машины обязательно надо?

— Конечно, — удивляется собеседник. — Обязательно. Там, где мобильные установки, просто проезжаешь под планку, выходишь — и ждешь результата.

В пункте пропуска «Брузги», как и в «Привалке», где функционируют стационарные комплексы, для водителя и пассажиров оборудована комната ожидания. Пока водители ждут вердикта таможни, за стеной кипит работа. Картинка выводится на экран оператора-аналитика. Груз в фуре — сборный, здесь запчасти для машин, напольное покрытие и масса других товаров. Их очертания видит сотрудник таможни на мониторе компьютера. Несведущему это изображение ни о чем не говорит. Какие-то круги, полоски да квадраты, наложенные друг на друга. Таможенник несколько минут смотрит на экран монитора и резюмирует:

— Чисто.

Это значит, водитель уже через пару минут сможет продолжить движение.

Для работы с современным оборудованием специалисты прошли дополнительное обучение. Наметанный глаз тут же определит, если вдруг что-то окажется не так. Например, в однородном по составу грузе, как заявлено в декларации, будет лежать отличающийся от других предмет. Вряд ли получится что-то спрятать и в элементах автомобиля. Двигатель и кузов также видны вполне отчетливо. Именно так была недавно обнаружена крупная партия наркотиков. Россиянин пытался перевезти в своем «Лексусе» 285 килограммов гашиша.

Но по каким признакам из вереницы грузовиков, терпеливо ожидающих в очереди, выбирают тот, что вызывает подозрение у опытных таможенников? Видимо, глаз у специалистов наметан.

— Недовольные попадаются?

— Если скрывать нечего, относятся с пониманием. Ведь дальнобойщики со стажем еще помнят те времена, когда таможенникам приходилось вручную досматривать груз.

Учитывая, что перевозчикам порой сутками надо стоять в очередях на погрузку и разгрузку, эти несколько минут никакой роли не сыграют. А за сутки здесь можно проверить около 90 автомобилей.

Невидимые  лучи


Быстрота и качество работы, без сомнений, на самом высоком уровне. А как обстоят дела с радиационной безопасностью?

— Прежде всего, люди находятся в безопасном помещении, — констатирует Иван Телешинский и предлагает убедиться в этом лично. — Вот смотрите: на дозиметре 0,10 микрозиверта в час. В принципе, это тот фон, который сопутствует человеку в повседневной жизни. Кроме того, для получения разрешения на работу с ионизирующим излучением необходимо было пройти ряд уполномоченных инстанций в сфере благополучия человека, радиационной безопасности и защиты прав потребителей, а также представить к рассмотрению около 30 документов.

«Рапискан» чисто условно называют рентгеном. Принцип тот же, но действует он намного деликатнее. Лучи, представляющие собой электромагнитные волны, не оставляют следов на транспорте и товаре. Стало быть, автомобиль без человека можно проверять неограниченное количество раз.

Инспекционно-досмотровые комплексы позволили в этом году выявить на 60 процентов больше нарушений, чем годом ранее.

— А в случае использования мобильного устройства?

— Рентген все равно направлен на груз, а не на людей, — подчеркивают таможенники. — Вся процедура занимает считаные минуты. Водитель в это время находится на безопасном расстоянии.

Отказаться же от прохождения таможенного контроля с применением ИДК не получится: в таком случае на границу придет эвакуатор, который доставит автомобиль на сканирование. Водителю же грозят штрафы за нарушение режима в пункте пропуска и неповиновение, а также оплата услуг эвакуатора.

В общем, честным путешественникам, равно как и водителям большегрузов, бояться нечего. А вот тем, кто на свой страх и риск везет контрабанду, нужно быть готовым ответить по закону.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Размахин, заведующий отделением радиационной гигиены Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:

— «Раписканы» безопасны. Последствия могут возникнуть, скорее, для людей, работающих с этими аппаратами. В медицинской практике за вредные условия труда специалисты, работающие с излучением, получают различные надбавки к заработной плате. А для человека, который, скажем, один раз в месяц пройдет процедуру досмотра с использованием рентгена, это не страшно. Конечно, в том случае, если человек во время сканирования находится вне транспортного средства. Как правило, на инспекционно-досмотровых комплексах всегда работают по два человека, один из которых должен вывести водителя и пассажиров за границу радиационного воздействия в безопасную зону. Как часто проверяется сам рентген? Аппаратура тестируется ежегодно, выдается специальный протокол обследования.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter