Эпоха под грифом «Секретно»

В Минске прошла конференция архивистов Евроазиатского региона

В Минске завершились 12-я Общая конференция Евроазиатского регионального отделения Международного совета архивов «Евразика» и Консультативный совет руководителей государственных архивных служб государств—участников СНГ. В рамках форума архивистов стран Содружества прошла научно-практическая конференция «Государственные архивные службы и частные архивы: опыт взаимодействия». Своим мнением о значимости минского форума редакция «Р» попросила поделиться заместителя руководителя Федерального архивного агентства России Владимира Тарасова (на снимке):

— В Минске собирались наиболее профессиональные архивисты государств СНГ, чтобы обсудить взаимодействие государственных архивных служб с частными архивами и организациями. В государственных и муниципальных архивах не хватает места для хранения всей документации, в которой заинтересована та или иная коммерческая структура. Эту заботу возьмут на себя частные архивы. Все государственные архивы находятся в ведении Федерального архивного агентства, включая Государственный архив Российской Федерации. В нем хранятся документы высших органов государственной власти и госуправления.

— Если основные исторические документы хранятся в архивах Российской Федерации, готовы ли они делиться ими со своими белорусскими коллегами?

— Одно из первых соглашений о сотрудничестве в рамках содружества независимых государств между Республикой Беларусь и Россией — «О сотрудничестве в области архивного дела». Мы обмениваемся копиями документов из архивов Беларуси и, соответственно, российских архивов, стараемся на максимально выгодных условиях предоставлять друг другу интересующую информацию. В прошлом году совместно отмечали 65-летие победы в Великой Отечественной войне. В Москве организовали большую историко-документальную выставку, посвященную советскому обществу в канун Великой Отечественной войны. Здесь были использованы документы не только из российских архивов, но и белорусского Национального архива. После демонстрации выставки в Москве мы сделали электронную копию всех документов, представленных на ней, и передали их для демонстрации в Беларуси в музее Великой Отечественной войны.

— Много ли в российских архивах документов, недоступных белорусским архивистам?

— Есть различные грифы секретности, их просто так не снимают, так как в Российской Федерации нет автоматической процедуры рассекречивания. Согласно законодательству существует тридцатилетний срок секретного хранения документов. Чтобы их рассекретить, есть специальные процедуры. Процесс этот требует времени, так как до сих пор есть масса информации, обнародование которой может навредить безопасности государства. Достаточно сказать, что у нас хранятся все архивы КПСС. Компартия управляла всеми происходившими процессами, ни один вопрос без соответствующего одобрения ЦК не решался в нашем государстве. Такая была практика: любой документ, оказавшийся в ЦК КПСС, мгновенно получал гриф «секретно». Вопросами рассекречивания в плановом порядке занимается Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. По законодательству не существует каких-то отдельных правил для российских исследователей и зарубежных. Причем работа в читальных залах госархивов бесплатная, плата взимается только за изготовление копий документов.

— Близится столетие начала Первой мировой войны. Будут ли совместные проекты с белорусскими архивистами?

— В рамках трехлетнего плана мы проводим конференции, сотрудничаем по линии научных учреждений и т.д. Такое событие, как столетие начала Первой мировой войны, не может пройти мимо нашего внимания, как и война 1812 года. В следующем году 200-летие начала войны с армией Наполеона. В обязательном порядке этим событиям будут посвящены конференции, выставки архивных документов, на основе которых мы подготовим научные сборники.

— Такие конференции реально могут решить проблемы или обозначить направления сотрудничества?

— Такого рода мероприятия позволяют быть в курсе того, какие процессы происходят в нашей профессиональной области во всех государствах, входящих в Содружество. Архивное дело достаточно консервативно: традиции, заложенные в советский период, продолжают действовать, мы ориентируемся на опыт других, нам легче строить работу с учетом тенденций, опираясь на собственное законодательство. Что касается доступа и целей использования проблемных исторических документов, то это все зависит от первоначального настроя запрашивающих их. Если ты хочешь найти проблему, то это не составит труда. Если же будешь обращать внимание на документы, события, которые нас сближают, то и результат будет положительный. Взять, к примеру, прежнее руководство Украины, поставившее во главу угла вопрос голодомора и геноцид против украинского народа, — соответственно, вокруг этого строилась вся государственная политика. Архивисты, в свою очередь, должны были выискивать такие документы, которые свидетельствовали бы, что голод был только в Украине и направлен только против украинцев. Нас просили дать документы именно такого порядка, но, согласитесь, такого рода вещи надо показывать максимально объективно, от такой политики в целом страдали и другие народы, в частности, сами россияне. Значит, она не имела национальной направленности, более того, мы издали сборник документов «Голод в СССР», где четко видно, что эти процессы происходили не только в Украине, но и в России и Беларуси. Районы, где выращивали зерно, по разным причинам оказались на грани выживания: много денег уходило на индустриализацию страны, хотя это все разговоры в пользу бедных. Факт остается фактом: голодомор имел место, но не имел национальной направленности. Это была общая беда всех народов Советского Союза. Или же взять польский вопрос: мы передали все документы по проблемам, связанным с расстрелом польских офицеров в Катыни. Это способствовало значительному улучшению отношений, таких нападок на Россию, имевших место ранее, уже нет, но на повестке появилась проблема Армии Крайовой. Речь идет об облаве 1945 года, когда определенная часть военнослужащих Армии Крайовой была уничтожена. Теперь польская сторона пытается максимально получить архивной информации об этой давней трагедии. Наша совместная история многогранна: в ней были страницы как трагические, так и те, которые свидетельствуют о нашей дружбе и взаимодействии. Очень важно, к чему мы стремимся. Если всякий раз мы будем делать упор на негатив, то это, безусловно, не лучшим образом скажется на наших современных отношениях. 

----------------------------------

Справка

«Евразика» создана в сентябре 2000 года на основании решения сессии генассамблеи Международного совета архивов. В состав объединения входят 10 стран: Беларусь, Армения, Грузия, Казахстан, Украина, Монголия, Россия, Кыргызская Республика, Молдова, Узбекистан. Основная задача ее — развитие связей между национальными архивными службами, а также учреждениями и организациями сферы хранения, использования и управления архивными документами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter