Мировой экономический кризис может способствовать реализации в Беларуси грандиозных и системных проектов

Эпоха обновления

Мир стремительно меняется. К сожалению, не в лучшую сторону. Очевидно: конфликт Восток — Запад мгновенно не рассосется. И если снизится накал политического противостояния, то экономическая, так сказать, конкуренция — надолго и всерьез. И санкции если и ослабнут, то полностью никуда не исчезнут. Впрочем, Запад ими игрался всегда. Не вызывает сомнений, что былая глобализация стала прошлым, когда товары «путешествовали» по всему свету, полки ломились от продукции со всех шести континентов. Новые реалии кажутся непривычными, у кого-то вызывают тревогу. Спорить не буду: разрыв логистических цепочек поставок, санкции влияют и на производство, и на потребительский рынок. Однако при всем негативе нарушения планетарных экономических связей нынешний глобальный кризис открывает нараспашку окно для переосмысления ряда сфер жизни. Возможно, некоторые из них не стоит восстанавливать в былом, привычном виде, а перестроить под новые требования: экологические, экономические, с точки зрения национальной безопасности. Фактически нынешние сложности (они, несомненно, есть) могут стать драйвером для реализации амбициозных проектов, до которых раньше не доходили руки или которые сталкивались с рядом сложностей (и объективных, и субъективных) при реализации. 

коллаж любови царюк

Безболезненный шаг к экологии

Ключевая проблема у многих производителей потребительских товаров — упаковка. Образовался ее определенный дефицит, так как подавляющее большинство — импорт. Либо местное производство полностью зависит от иностранного сырья. Несомненно, новые поставщики найдутся, выстроятся пути доставки. Но эта сфера, очевидно, будет одной из первых в списке импортозамещающих программ. Другой вопрос: а стоит ли сегодня повторять иностранные аналоги разных пленок, полистирольных баночек и ванночек, многослойной упаковки из семейства тетрапаков? Ведь они далеко не самые экологически чистые, много ставшей нам привычной упаковки не перерабатывается. Либо технологический процесс лишком сложный и дорогой. 

Перед пандемией на эту тему велись многочисленные дискуссии и дебаты. Поставлена цель снизить захоронение бытовых отходов. Предлагалось внедрять различные виды разлагаемой, перерабатываемой упаковки. За сохранение окружающей среды голосовали все. Но у смены упаковки и парадигм в этой области было и немало противников. Производители ссылались на отлаженные производственно-технологические процессы, сложности с перенастройкой оборудования и различные другие нюансы, которые могут и снизить эффективность предприятия, и повысить себестоимость. И объективно они тоже были правы. Поэтому приходилось балансировать между экологией и коммерческой выгодой. Но это было вчера, когда по импорту можно было купить любой упаковочный полимер и по достаточно невысокой цене. 

А сегодня? Все намного сложнее. И на самом деле может стать ненамного легче завтра. Разрыв логистических цепочек поставок — половина беды. Вторая длинная история — значительный рост стоимости упаковки. Для большинства ее видов сырьем служат углеводородные фракции. К тому же это достаточно энергоемкое производство. При сегодняшних заоблачных ценах на нефть и газ стоимость производимых из них товаров растет рекордными темпами. На десятки процентов за квартал. На рост издержек жалуются пищевики в Европе, США, Австралии. При такой конъюнктуре импортозамещающие проекты будут выглядеть вполне привлекательно. Кроме того, у нас (лучше этот вопрос решать даже на уровне ЕАЭС) появляется возможность шагнуть вперед с точки зрения повышения экологичности упаковки. Не просто осваивать аналоги, а пересмотреть концептуальные подходы. Возможно, в каких-то отраслях по определенным позициям внедрять экологичные виды упаковки. Ведь определенные наработки в этой сфере есть. И если в прошлых условиях экономическая выгода была слишком неочевидной, то сегодня есть о чем задуматься. Тем более на фоне введения санкций Западом на поставку технологического оборудования (сложности есть с линиями и для пищевой промышленности и их обслуживанием) предприятиям все равно в той или иной степени придется подстраиваться под новые реалии. Поэтому в этой ситуации переход на новые рельсы в области упаковки, как ни странно, может пройти более безболезненно, чем вчера. 

Или возьмем частный автотранспорт. Да, из-за поведения Запада сейчас есть определенные сложности с запасными частями. «Автомобильная» инфляция в мире огромная — 20—30 процентов в долларовом эквиваленте. Конечно, без запасных частей не останемся. Будем возить из дружественных Турции или Китая, Индии. Там есть много производств. Но не вызывает сомнения: расходы на содержание личного автомобиля могут возрасти. И достаточно прилично. В принципе, они увеличиваются во всем мире. Прекрасный аргумент, чтобы развивать общественный транспорт (пожалуй, включая и такси) и пересаживать на него граждан. Собственно говоря, такая работа велась уже давно. И задача ставилась разгрузить крупные города от автомобилей. Другой вопрос, что многие привыкли к личным лимузинам. И в какой-то степени этот вопрос был социально чувствительным. По этой причине государство всегда держало на контроле цены на топливо. Несомненно, пускать на самотек такую важную сферу не стоит. Но для переориентации транспортной инфраструктуры, как мне кажется, наступает даже очень благоприятный момент. 

По собственным рецептам

Не меньше принципиально новых возможностей открывается на потребительском рынке. Еще до пандемии обсуждалась проблема роста импорта в продовольственной группе: доля белорусских товаров постепенно, но снижалась. Обозначили цель: довести до 85 процентов — минимальный порог для продовольственной безопасности. Сейчас замену импорта можно реализовать совершенно на другой платформе. Скажем, те же прохладительные напитки. Полки заполнены международными брендами, которые еще недавно клялись в вечной любви (когда заходили на рынок), а сейчас относятся к нашей стране и России не столь однозначно. Да, продукция под международными торговыми марками локализована, в большинстве своем выпускается в Беларуси. Но сиропы — один из самых дорогих ингредиентов — импортные. И чтобы конкурировать с импортом в той же вкусовой гамме, отечественным производителям тоже приходилось закупать аналогичные импортные концентраты. А ведь есть много отечественного сырья. И если импортеры уходят с нашего рынка или ведут себя как-то странно — ради бога. Есть шикарная возможность сформировать новую культуру потребления, ориентированную на местные продукты. У нас есть прекрасный квас — натуральный напиток полностью из родного сырья. У нас в лесах шикарные клюквенники, другие дикоросы — основа для чудесных напитков. А стоит ли кондитерам повторять какой-нибудь импортный батончик с нугой, орехами и другими составляющими, которые не растут в Беларуси? Ведь есть немало рецептур сладостей на основе той же молочки. Другой вопрос, что в 90-е — начале 2000-х наши производители были, объективно говоря, слабенькими. Поэтому полки заняли импортные бренды. И сквозь их тотальный маркетинг белорусским продуктам было тяжеловато пробиться. Но час настал. Главное — не растеряться и не упустить момент. 

Не только пищевикам. Но и, например, мебельщикам. Нам не хватало собственных дизайн-студий по разработке мебели. До определенного момента было вполне выгодно работать на заказах крупных международных производителей. Но когда IKEA громко хлопнула дверью, появляется ниша для развития белорусских мебельных брендов. Собственно говоря, она была и раньше. Но чтобы ее занять, пришлось бы потратить на продвижение миллионы долларов. Сегодня при значительном падении импорта (по разным причинам) порог входа намного ниже. И точек роста предостаточно в любой отрасли экономики. Только необходимо на мир взглянуть не через старые лекала, а исходя из новой реальности, которую мы делаем сами. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter