Энтузиазм: прошлое, настоящее или будущее?

Коммунальные проблемы прирастают снежными комьями. На борьбу с заносами вышла вся спецтехника, на помощь «цветным жилетам» маршируют солдаты. Появились среди сугробов и волонтеры с лопатами...

Коммунальные проблемы прирастают снежными комьями. На борьбу с заносами вышла вся спецтехника, на помощь «цветным жилетам» маршируют солдаты. Появились среди сугробов и волонтеры с лопатами. В Гомеле, к примеру, стартовала молодежная акция «Уберем снег сами!». В Минске высаживаются десанты БРСМ и «Белой Руси». Между тем председатель Мингорисполкома Николай Ладутько не скрывал огорчения по поводу того, что «люди не вышли в выходные дни, не расчистили территорию возле своих машин, во дворах». По его мнению, провести своеобразные субботники должны все субъекты хозяйствования и студенты вузов, которые пока должного энтузиазма не проявили.


Следует ли уповать на волонтеров? Не станут ли зимние акции «добровольно–принудительными»? С обсуждения этих аспектов большой темы начали дебаты авторы нашей полемической рубрики. Предлагаем и вам, уважаемые читатели, поразмышлять о пользе безвозмездного труда, причинах пассивности горожан при решении общих бытовых проблем. А еще — оставить на сайте «СБ» или в письме свой вариант ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.


Работа «на публику»


Набираю в Гугле фразу: «Чиновники вышли на улицы со скребками и лопатами». Интернет–поисковик, однако, мою «вводную» не подтверждает. Наверное, если и выходили vip–персоны на сражение с сугробами, то, скорее всего, инкогнито. И правильно! Руководитель региона с лопатой наперевес похож на генерала, бросающегося в штыковую. Не совсем уместен в снегу по колено и студент. А вот на зимней сессии перед экзаменатором — очень даже органично парень смотрится. Ибо каждый должен заниматься своим делом. И со снегом дело иметь разве что на лыжной прогулке, а то и с целью вылепить для детишек снежную бабу.


За акциями общественных организаций вижу не энтузиазм, а презентацию. Почему апологеты безвозмездного труда повязывают одинаковые вязаные шарфики и созывают вокруг себя телевизионщиков? Очевидно: славят трудом свою структуру. Коммунальникам, конечно, тоже помогают и в городской комфорт лепту вносят, но ведь завтра активисты организаций отправятся по ежедневным насущным делам, а снежинки продолжат издевательство над дорожниками. Борьба со стихией — ежеминутный, почти сизифов труд, волонтеры приедут и уедут, а сугробов не убудет. Тут необходима серьезная техника и бригады специалистов «на окладе»! Не надежды на возвращение героики первых пятилеток стоит питать. Материальные стимулы задействовать нужно.


Кстати, участники уборки снега в минском парке имени Горького даже не скрывали перед телекамерами, что клюнули на скромный бонус, обещанный молодежной организацией в Твиттере. Да и то — строить снежный замок и расчищать подступы к планетарию собрались отнюдь не толпы. Хотя я бы не кусал локти — время энтузиазма, дилетантского размахивания метлой прошло. Наступила эпоха цивилизованного сервиса — коммунального, дорожного, далее по списку. Хотите видеть юношу–рыцаря в оранжевых доспехах с мечом–скребком на ледовом ристалище — вербуйте в орден ЖКХ с оформлением трудовой книжки и банковской карточки.


Энтузиазм, альтруизм... Слова, слова! В годы юности наших прадедушек энтузиазм ударных строек (частенько за кадром трудовой кинохроники стоял подневольный «зэка») служил средством передвижения по карьерной лестнице. Сейчас же быть истинным энтузиастом — роскошь, привилегия для тех, у кого полно либо времени, либо денег. Хорошо вызваться в добровольцы, когда ты уже на пенсии, но еще в хорошей форме. Вовсе прекрасно прослыть волонтером, сколотив первый «лимон» долларов. Спасать от злых строителей живописный лес. Оборонять беззащитных зверюшек, мастерить скворечники... Чем не вариант для эксцентричных миллионеров? К тому же сулящий некие политические дивиденды.


А вот в график будней остальных граждан голый энтузиазм не вписывается. Иногда мы, конечно, можем рвануть на груди тельняшку и раззудить плечо на каком–нибудь субботнике, перечислить заработанное на нем в благотворительный фонд. Однако это будет лишь эпизод, о котором мы вскоре забудем, окунувшись с головой в главное дело жизни.


Кстати, слово «субботник» частенько выплывает из прошлого. Слыхал, Роман? Скоро будут организованы субботники по благоустройству трех строящихся станций метро. Участвовать в уборке «Петровщины», «Михалово» и «Грушевки» будут представители профсоюзов, общественники, молодежь. Громко! Благородно! Но лично мне кажется, что дилетант должен присутствовать в «подземке» разве только в роли пассажира. Нечего молодежи делать в туннелях возле рельсов. А самим метростроевцам лучше поступить по принципу: поработал — убрал за собой. В самом деле: к примеру, токарь, заканчивая смену, не зазывает «будь–всегда–готовых» пионеров к станку на приборку острой стружки. Всё сам! Вот и горные мастера с маркшейдерами без первокурсника Дэна с его ноутбуком великолепно справятся.


И не станут труженики шахт сетовать на дефицит случайных подмастерьев. Хотя бы потому, что сами понимают: студент Дэн их помощи в сдаче зачета по римскому праву не ждет. У каждого — своя делянка! Вот тебе же в голову не приходит призывать журфаковцев в твой кабинет — статьи авторов помогать редактировать, записи интервью с твоего диктофона забесплатно снимать.


Когда слышу призывы к гражданам «проявить энтузиазм», думаю о нашем менталитете. Все–таки приучили нас десятилетия «пути к коммунизму» к льготам, разного рода преференциям. Вот чиновники зачастую укоряют обывателя в тяге к дармовщине, пресловутой халяве. Но ведь и в солидных кабинетах часто мыслят в том же русле. Соблазн задействовать административный ресурс, привлечь бесплатную рабсилу — разве не то же устремление к льготе? Но результата без серьезных вложений в наше время не достичь.


Мир должен блестеть


Представляю, как нелегко тебе живется, Андрей. Ты, видимо, вечно находишься в ожидании профессионалов. После ужина осталась грязная тарелка? Вызываешь дипломированную посудомойку. Оказалась измятой рубашка? Звонишь сертифицированной гладильщице. Ну а если уж перегорели лампочки в квартире, упрямо бродишь впотьмах до приезда специально обученных профи. Конечно, ты мог бы и сам помыть посуду, взяться за утюг, вкрутить новую лампу. Но это пойдет вразрез с провозглашенным тобой принципом, по которому безвозмездный труд не вписывается в график жизни современного человека. Вот и страдаешь... Точно так же мучается множество людей, разделяющих твои взгляды. Они считают, что любая работа должна оплачиваться, поэтому с ругательствами переступают через залежи пыли в подъезде, но никогда не возьмутся за совок и веник. Проваливаются в сугробы у дома, терпят неудобства с парковкой машин в завьюженных дворах, однако ни в жизнь не коснутся лопаты для уборки снега. Их угнетает сама мысль о бесплатных усилиях по наведению порядка, при этом они кипят энергией и проявляют небывалый энтузиазм, рассылая жалобы на нерасторопность коммунальных служб.


Таким образом мы превращаемся в отвратительных типов, которые скоро и бровью не поведут без соответствующей оплаты. Мы не рабы, скажут. Потом зарастут грязью по ту самую бровь, но упрямо не шелохнут ею.


На мой взгляд, убрать снег вокруг своей машины или расчистить дорожку у подъезда — вещь настолько же естественная, как подмести в комнате или протереть монитор компьютера. То есть сделать пространство вокруг себя чище, удобнее, красивее. И тут нет места пафосным речам о каком–то горячем энтузиазме и жертвенном волонтерстве. Ты ведь не думаешь, что совершаешь бесплатный трудовой подвиг, отправляя в урну ненужные бумажки с рабочего стола?


Если же говорить о настоящем рабочем энтузиазме, то не будь его, ты сейчас бы сидел не в теплом кабинете посреди уютного города, а в землянке среди руин, оставшихся на месте Минска в 1944–м. И жил бы в отсталой аграрной стране, которая перестала быть таковой во времена СССР, когда люди работали не за подарки, зачеты и отгулы. Разве забойщику Стаханову в 1935 году кто–нибудь сулил путевку на тропические острова от профкома, если он выдаст на–гора побольше угля? Нет, у него был план — 7 тонн за смену. Выполнил — и спи спокойно. А он почему–то напрягся и добыл в 14 раз больше. Современному человеку не понять, почему он так поступил. Вот и я, несовременный, не понимаю, ты случайно или намеренно сужаешь ряд возможных трудовых стимулов до сугубо материальных бонусов? Если по незнанию, то я тебе скажу, что, кроме денежного вознаграждения, бывает еще такая приятная вещь, как моральное удовлетворение от результатов своих усилий. Появляется самоуважение, реализуется психологическая потребность быть нужным. Есть еще более дорогая штука — служение высокой идее, как, скажем, у шахтера Стаханова, или гуманистическим целям, как у волонтеров, ухаживающих за бездомными животными. Это все понятия, которые за деньги не купишь. Их можно заработать лишь добровольным безвозмездным трудом.


Вот скажи, какой награды удостаиваются самодеятельные поисковики в России, которые за свой счет ищут прах незахороненных бойцов? Никто даже не знает имен энтузиастов, перекапывающих кубометры земли в поисках солдатских останков. Их награда — ясное понимание того факта, что с каждым годом неупокоенных костей становится меньше. А что, кроме осознания своей нужности стране и признательности туристов, получили волонтеры, убиравшие мусор в оврагах вокруг Несвижского замка? Разве повернется у тебя язык сказать, что девчонки, подбирающие и выхаживающие щенков и котят, занимаются каким–то самопиаром? Я уж молчу про молодых людей, добровольно облегчающих страдания больных в хосписах...


Думаю, будущее именно за такими людьми — теми, кто толкует понятие «дом» гораздо шире, чем привык рядовой обыватель. Он, закрывшись в своих четырех стенах, обычно рачительно следит, чтобы в квартире не было ни пылинки, паркет блестел, окна сияли. А что за порогом — его не касается. К счастью, такая узколобая собственническая психология, мне кажется, отходит в прошлое. Многие люди начинают считать, что дом — это в целом среда, где они обитают. И в этой среде не должно быть мусора, грязных куч снега, несчастных людей и бездомных собак. Мир должен блестеть и сиять. Ради этого не грех потрудиться бесплатно.


Так что в ближайшие выходные ты, как обычно, сиди и сетуй на свою занятость, а мы с соседом привычно достанем лопаты и пойдем воевать с сугробами. На голом энтузиазме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter