Энергоэффективный дом как прообраз жилья будущего

Типовая панельная девятиэтажка серии 111-90 (на снимке), которая возводится в минском микрорайоне Красный Бор и примет новоселов осенью, станет прообразом жилья будущего.

Типовая панельная девятиэтажка серии 111-90 (на снимке), которая возводится в минском микрорайоне Красный Бор и примет новоселов осенью, станет прообразом жилья будущего. Ведь этот модернизированный экспериментальный жилой дом – энергоэффективный. При всей внешней обыденности он оснащается самыми современными техническими системами, которые позволят экономить 70 процентов тепловой энергии на отопление, то есть снизить потребление зданием тепла более чем в 3 раза! Все энергосберегающее оснащение – отечественное, и это лишний раз доказывает: можем, если захотим.

Сразу же ответим и на естественный вопрос: по силам ли рядовому белорусу до конца жизни за эту экономию расплатиться? Расчеты показывают, что квадратный метр такого дома должен стоить на 30 – 40 долларов дороже обычного жилья, но благодаря многократному сокращению расходов на отопление энергосберегающая система окупится за 8 – 10 лет. Возможно, это произойдет и раньше, поскольку энергоносители, как известно, стремительно дорожают.

 — Энергоэффективный дом, спроектированный нами совместно со специалистами ОАО «МАПИД», в Беларуси действительно будет пока единственным в своем роде, хотя это не означает, что к решению проблемы мы приступили только сейчас, — говорит один из авторов проекта заместитель директора по научной работе УП «Институт НИПТИС» кандидат физико-математических наук Леонид Данилевский. – Отдельные элементы системы, такие, как автоматическое управление теплоснабжением, тепловая санация фасадов, теплообменные устройства, сверхтеплые окна, мы создали в прежние годы и успели опробовать на других зданиях. Здесь же эти и другие новинки впервые будут применены комплексно, что позволит получить максимальный эффект. Сразу скажу, что мы в этой сфере лидеры лишь на просторах СНГ. В Германии, Австрии, Швеции и  других странах построено уже около 2 миллионов квадратных метров жилья с минимальным энергопотреблением. Причем возводятся не только отдельные здания, а целые поселки «пассивных», как их там называют, домов. Надеемся, что года через два, когда будут подведены первые итоги эксплуатации нашего энергоэффективного дома, подобное строительство станет массовым и в нашей стране.

В общих чертах слагаемые высокой энергоэффективности секрета не представляют, хотя отдельные компоненты отечественной системы запатентованы, так как содержат принципиально новые технические решения. Прежде всего авторы проекта озаботились утеплением стен, причем они должны были сохранить габариты и прочностные характеристики панелей, чтобы не удорожать производство за счет перестройки технологических линий и изменения архитектурных решений. В то же время не следовало излишне увлекаться теплоизолирующими материалами, чтобы опять-таки избежать неоправданных расходов. Поэтому, тщательно изучив теплопотери через стены и задавшись целью выровнять термическое сопротивление, авторы предложили использовать утеплитель разной эффективности, в зависимости от того, где устанавливается панель – в середине дома, в торце или на последнем этаже. Кроме того, в тех местах, где панели часто промерзают, они отказались от металлических деталей, которые служат мостиками холода, и заменили их стеклопластиковой арматурой.

Систему теплозащиты удачно дополнило и сверхтеплое окно из композитных материалов, разработанное учеными НИПТИС совместно с коллегами из Института прикладных физических проблем БГУ и уже освоенное предприятием «Барановичидрев». Благодаря использованию пенополиуретана, двухкамерных стеклопакетов, заполненных аргоном, покрытий для стекла, пропускающих инфракрасное излучение внутрь, но не позволяющих теплу уходить из квартиры, теплозащитная способность такого окна оказалась вдвое выше, чем у обычного. Гораздо лучше защищает новинка и от уличного шума. Стоит же квадратный метр такого чуда примерно 200 долларов, то есть втрое дешевле, чем, например, немецкий аналог.

Поскольку анализ показал, что через стены и окна уходит лишь половина тепла, то в проекте самое пристальное внимание было уделено вентиляции, отвечающей за остальные 50 процентов потерь. В отличие от традиционного естественного проветривания, которое и организовывалось в расчете на то, что воздух снаружи будет подсасываться через многочисленные щели в окнах и приоткрытые форточки, вентиляция в герметичном энергоэффективном доме обязательно должна быть принудительной приточно-вытяжной. Иначе невозможно будет заставить отработанный воздух пройти через теплообменное устройство, чтобы отдать калории поступающему свежему. Именно так авторы проекта и сделали, причем их рекуператор оказался вне конкуренции, так как в 3 раза превосходит аналоги по площади теплообменной поверхности и за счет этого обеспечивает возврат 90 процентов тепла. Особую ценность такой системе придает и то, что она позволяет использовать также тепло, излучаемое газовой или электрической плитой, холодильником и другими кухонными машинами. Обычно оно прямиком направляется на улицу, а в энергоэффективном доме  греет поступающий воздух, который распределяется по квартире.

Весомый вклад в экономию вносит также система автоматизации управления тепловыми пунктами, которая, прослушивая датчики, не допускает подачи лишнего тепла как в систему отопления здания, так и в систему горячего водоснабжения. Эту преграду расточительности дублирует еще и квартирная система регулирования и учета теплоснабжения и воздухообмена, которая в нашей стране будет использована впервые. С ее помощью жильцы могут сами задать нужный тепловой режим, регулировать качество воздуха, если он покажется им недостаточно свежим или некомфортным по влажности. Микропроцессоры системы можно запрограммировать также на более высокую или низкую ночную температуру, на пониженный до 13—14 градусов тепловой режим на время, когда все жильцы находятся на работе. Причем устройство может начинать поднимать температуру до комфортной величины накануне прихода людей домой.

Разумеется, дома будущего потребуют еще и соответствующего самосознания, поэтому авторы проекта не будут считать свою миссию выполненной, пока не подготовят новоселов к пользованию необычным жильем. На Западе, к слову, в подобных домах селятся люди не случайные, а продвинутые в вопросах экологии, рационального природопользования, потому и к задумкам проектировщиков там относятся трепетно и не допускают вольностей, которые могут сделать энергосберегающую систему менее эффективной. У нас же на такой подготовленный контингент, скорее всего, рассчитывать не приходится. Но как знать: может быть, в Беларуси именно энергоэффективным домам суждено стать тем инструментом, который воспитает высокую экологическую и бытовую культуру?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter