В ЕС и США зреет инфляционно-финансовый кризис

Энергодефицит опустошает кошельки

С глобальной инфляцией в 2021-м не все в порядке. Не минула чаша сия и развитые страны. Теория «больших денег», которая предполагает, что при развитом фондовом и финансовом рынке дополнительная эмиссия незначительно влияет на потребительские цены, дала сбой. Да еще какой. Инфляция в США и ЕС достаточно неожиданно для правящих аналитиков (в ФРС и ЕЦБ) побила все исторические рекорды. И вопреки их же прогнозам не замедляется, а разгоняется к концу года. Западные финансисты осторожно утверждают: рост цен удастся обуздать, просто сроки сдвигаются… Пока же спираль дороговизны только раскручивается, а энергетический кризис повышает ее кинетическую силу. И хотя чисто внешне европейцы продолжают жить по-старому, их кошельки постепенно становятся тоньше. Особенно в «младших» странах ЕС. 

AMAZONAWS.COM
Энергетический дефицит возник из-за целой стаи «черных лебедей», которые прилетели на европейский пруд. Но рост цен на сырье предполагался. Влить в экономику триллионы долларов «пустых» денег и не получить обратной связи — значит отрицать экономические законы, к которым обычно апеллируют либеральные эксперты. Лишние деньги выплеснулись сначала на фондовый рынок, взметнув котировки за грань разумного, потом излишки ликвидности перебросились на сырьевые рынки, повысив на них градус спекуляции. В том числе и из этого корня произрастают высокие цены на энергоносители. И они постепенно начинают транслироваться в рост цен на другие потребительские блага. На передовой оказались жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Продовольственный рынок энергетический коллапс напрямую пока не задел. Резко выросла стоимость только некоторых позиций, в производстве которых напрямую задействован газ. Например, продукция пекарен подорожала в некоторых европейских странах более чем в полтора раза. Но эксперты бьют тревогу: энергетический кризис с относительно небольшим временным лагом может спровоцировать и жестокий продовольственный дефицит. При нынешней конъюнктуре цен вызывает большое сомнение, будут ли доступны азотные удобрения (как и другие удобрения) для европейских фермеров. А без достойной подкормки вырастить хороший урожай не получится. Поэтому развитый мир подошел вплотную к продовольственной стагнации и росту цен (из-за увеличения издержек) с одновременным снижением объемов производства. 

myseldon.com
Руководители европейских государств стараются как-то затушить последствия энергетического кризиса, который в какой-то степени сами и создали, не заполняя хранилища летом, когда углеводороды были подешевле и спрос на них был поменьше. Пикантности в ситуацию добавляет череда электоральных кампаний в 2022-м. Грядут выборы во Франции (Эммануэль Макрон однозначно примет в них участие), будет электоральная кампания в Польше (и правящей партии надо повышать свои рейтинги), выборы в Германии прошли, но коалиционное правительство еще не сформировано… Словом, на сложную социальную ситуацию налагаются политические сюжеты, которые заставляют экономические сложности решать не опираясь на прагматизм, а с оглядкой на электорат. 

Поэтому пока действия европейских властей выглядят весьма нелогично. Во Франции решили заморозить цены на газ на 2022-й. А недавно премьер-министр Жан Кастекс анонсировал выплату в размере 100 евро как инфляционную компенсацию. Под эту льготу попадают 38 миллионов французов. Благородный ход. Только у экономистов остается вопрос: из каких источников Елисейский дворец изыщет средства на выплаты? И гражданам, и сбытовым компаниям (в противном случае они могут попросту обанкротиться). Снова понадобятся миллиарды долларов. Возможностей наращивать государственный долг у европейских правительств уже практически нет: все они были исчерпаны во время не самой удачной борьбы с пандемией в прошлом и начале этого года. Экономика не ожила. И теперь требует вертолетных денег. Но их уже нет. Поэтому есть подозрения, что французские власти попросту хитрят: под выборы в начале 2022-го подкинут согражданам «плюшек», но потом урежут социальные программы для компенсации этих расходов. 

imgur.com
В Испании и Португалии решили отменить НДС для производителей электроэнергии. Но опять же остается вопрос: за счет каких ресурсов власти с Иберийского полуострова «заштопают» бюджетную дыру? Но если страны старой Европы еще могут себе позволить какую-то дополнительную нагрузку на бюджет, то в Восточной Европе ситуация сложнее. Польша и страны Балтии склоняются к прямым дотациям из казны Евросоюза. Пока растут тарифы на отопление. В той же Литве они уже выросли на 30—60 процентов в зависимости от региона и газовой генерации. От безнадежности Литва и Латвия одной рукой требуют санкций против Беларуси, но другой приобретают нашу электроэнергию, чтобы хотя бы как-то свести концы с концами. Насколько Брюссель готов расщедриться для своих восточных партнеров, пока до конца неизвестно и непонятно. Резко возросшая «любовь» некоторых членов в ЕС к Беларуси и России отвлекает от внутренних европейских проблем и противоречий. Но они никуда не исчезли. 

Даже в США население пришло в ужас от свежей статистики. Стоимость бензина в октябре выросла на 50 процентов, жидкого топлива (используется для обогрева домов и промышленных помещений) — почти на 60 процентов, а бекона и стейков — на 20 процентов! Джо Байдену пришлось выступить с требованием обратить внимание на цены. Впрочем, реальных рычагов на инфляцию у американского лидера (как и у европейских) нет. Развитый капитализм загнал себя в ловушку: вроде бы, исходя из принципов монетарной политики (а другой на Западе, по сути, не знают уже лет 30—40), ФРС и ЕЦБ для борьбы с инфляцией должны повышать учетные ставки и уходить от политики количественного смягчения, а центробанкам развитых стран надо прекратить выкуп активов на финансовом рынке. Но стоит повысить стоимость денег, как скорректируются котировки раздутого фондового рынка. И может разразиться финансовый кризис покруче того, который накрыл мир в конце прошлого десятилетия. Пока инфляцию, как и любую проблему, в развитых странах пытаются опять залить деньгами: одной рукой повышая тарифы на отопление и электроэнергию, другой — выдавая необеспеченные компенсации. Чисто внешне получается красиво и благородно по отношению к гражданам. Другой вопрос, что энергетические компенсации выльются на потребительский рынок. Что при дефиците выпуска товаров будет провоцировать новые перекосы. 

Если говорить про Польшу и страны Балтии, то там своих граждан компенсациями особенно не балуют. И расходы людей на «коммуналку» растут стремительно. Нет худа без добра: падает спрос на продовольственную группу, что сдерживает инфляцию. Вроде бы с макроэкономическими показателями получается и неплохо, но насколько они улучшают благосостояние граждан? С этим дело обстоит несколько хуже. И как удастся европейскому миру распутать клубок экономических проблем, особенно на фоне планомерного ухудшения взаимоотношений с Востоком, весьма сложный вопрос. Однозначно в нынешних условиях европейская инфляция будет и дальше раскручиваться, что грозит осложнением внутриполитической ситуации, которая в странах ЕС уже давно неспокойная.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter