Энергию – в нужное русло

Вчера в Москве продолжались переговоры по вопросам двустороннего экономического сотрудничества между Беларусью и Россией. «Р» знакомит читателей с мнениями на этот счет руководителей белорусских учреждений, предприятий и организаций

Вчера в Москве продолжались переговоры по вопросам двустороннего экономического сотрудничества между Беларусью и Россией. «Р» знакомит читателей с мнениями на этот счет руководителей белорусских учреждений, предприятий и организаций. 

Анатолий ПАВЛОВИЧ, председатель комиссии по промышленному, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: 

— В строительстве Союзного государства есть фундамент. Это ряд соглашений, в том числе в области таможенного пространства и поставок энергоносителей. К сожалению, сейчас этот фундамент дал трещину. Очевидно, Беларусь, как и Европа, должна делать ставку на развитие собственной энергетики, в том числе и атомной. Согласно разработанной в правительстве программе до 2010 года доля местных и возобновляемых источников энергии должна составить 25 процентов. Учитывая взлет цен на газ и нефть, считаю: этот показатель реально увеличить до 30 процентов. В мае в Минске мы планируем провести семинар с участием европейских специалистов в области возобновляемой энергии. Их опыт пригодится для строительства в Беларуси ветряных станций.

Валерий ШИШЛО, директор РУП «Борисовский завод агрегатов»:

— Завод имеет энергоемкое производство, в среднем затраты на газ и электричество занимают 9,6 процента в себестоимости продукции. Конечно, принимаем меры, чтобы снизить энергозатратность производства. Например, в прошлом году заменили поршневые компрессоры для подачи воздуха в цеха на винтовые, что дает экономию в 350 тонн условного топлива в год. 

Виктор КОРЕШКОВ, заместитель генерального директора Белорусского цементного завода по экономике:

— Рост цен на газ (основной вид топлива для нашего производства) автоматически повысил цены на электроэнергию. И, соответственно, увеличил затраты. Уже понятно, что нам никак не избежать повышения стоимости отгружаемого на экспорт цемента на 32—33 процента. Изменения цены на нефть мы опасаемся в меньшей мере, поскольку она не так сильно задействована в нашем производственном цикле. А это значит, стоимость по этому пункту расходов предприятия вырастет не более чем на 1—2 процента. Если в целом, то удельный вес затрат на энергоносители в себестоимости продукции завода вырос с начала года с 52 до 65 процентов. Приятного здесь мало… Тем не менее мы надеемся, что это не повлияет на востребованность нашего цемента на российском и прибалтийском рынках. Мы уже разработали программу по переходу на уголь в качестве основного вида топлива. 

Михаил БРАНЦЕВИЧ, заместитель директора по экономике ООО «Амкодор–Можа»:

— Время задуматься об уменьшении энергозатрат. Сейчас в структуре себестоимости нашей продукции электроэнергия составляет 0,6 процента, топливо – 1,4 процента, тепло – 0,2 процента. При увеличении тарифов на газ нам придется дополнительно изыскать около 200 миллионов рублей, а это на сегодня целый фонд заработной платы предприятия. Что можно сделать для экономии? Во-первых, уже сегодня отопление производственных помещений максимально переведено на местные виды топлива. В ближайшее время на потребительскую котельную предприятия будет поставлен прибор автоматического регулирования тепла. Это позволит уменьшать температуру на ночь до 15—16 градусов, ведь нет смысла прогревать пустые помещения на полную мощность. Значительно сэкономит средства и перевод автотранспорта на газ. На все эти и многие другие мероприятия понадобится минимум 50 миллионов рублей. Эти затраты уже учтены в наших экономических расчетах.

Вячеслав МОЛОФЕЕВ, декан факультета доуниверситетского образования для белорусских и иностранных граждан БГУ:

— Для нас, белорусских работников образовательной сферы, очень важны интеграционные процессы с Россией. Для того чтобы совместно достойно представлять свою школу в мировом образовательном процессе, нам необходимы разработка совместных программ, стандартов, проведение исследований. И конечно, когда в области экономики, тем более в таком ключевом вопросе, как энергоресурсы, возникает конфликт, становится очень тревожно, насколько эффективно мы сможем в дальнейшем сотрудничать с российскими коллегами. 

Сергей ОЛЬШЕВСКИЙ, начальник локомотивного депо Лида Барановичского отделения Белорусской железной дороги:

— На работе нашего предприятия нефтегазовые споры пока никак не отразились. Разве что котельная в депо работает на газовом топливе, но оно сейчас поступает исправно. Хотелось бы, чтобы отношения между нашими государствами поскорее наладились. Это принесет пользу обеим сторонам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter